Подписка на новости:

Публикации

Статья миссионера-катехизатора ПЦДРДМ в ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве Катречко Л.С. о принципах построения доверительных отношений с трудными подростками

Статья миссионера-катехизатора ПЦДРДМ в ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве Катречко Л.С. о  принципах построения доверительных отношений с трудными подростками*.

* Катречко Л.С. Пять принципов построения доверительных отношений с трудными подростками // Исследователь/Researcher. 2020. №4 (32). С. 264-271.

Ссылка на оригинал статьи в журнале Исследователь/Researcher.


Катречко Леонид Сергеевич

Пять принципов построения доверительных отношений с трудными подростками.

Аннотация: Данная статья посвящена нормам и принципам взаимодействия и сотрудничества, разрабатываемых в рефлексивно-позиционном подходе и находящих свое практическое воплощение и особенную актуальность в миссионерско-катехизаторской работе с трудными подростками. Представленные принципы универсальны и могут быть использованы и в работе с другими категориями детей и подростков и даже взрослых.

Ключевые слова: рефлексивно-позиционный подход, нормы и принципы взаимодействия и сотрудничества, трудные подростки, делинквентное поведение, миссионерско-катехизаторская работа, Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, ПЦДРДМ, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, ЦВСНП, ресоциализация.


В рефлексивно-позиционном подходе Н.Б. Ковалевой большое внимание уделяется нормам и принципам взаимодействия и сотрудничества между людьми [Ковалева, Ковалев 2018]. На каждой выездной программе, на каждом тренинге, на каждом отдельном занятии или уроке в путь отправляется группа, и от того, какие нормы взаимодействия и сотрудничества будут реализовываться в этой группе, во многом зависит и конечный результат [Данильчева, Ковалева 2016]. Совместное понимание, творчество, проектная деятельность просто невозможны с людьми, которых не уважаешь, не слушаешь, которым не доверяешь [Ковалева 2016]. За многие годы работы в подходе сформировался основной перечень этих норм и принципов. Так же эти принципы в различных своих модификациях находят свое воплощение в проектах, которые реализуют разные члены команды подхода на местах. В данной статье речь пойдет о принципах взаимодействия и построения доверительных отношений, реализуемых в рамках миссионерско-катехизаторской работы в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве (сокращенно ЦВСНП или ЦВИНП), где автор данной статьи трудится уже на протяжении многих лет.

Работа с трудными, делинквентными, подростками имеет свою специфику. Установление доверительного контакта — одно из основных условий для того, чтобы какая-либо работа с этими ребятами стала возможной. Таким образом, принципы взаимодействия и сотрудничества, разрабатываемые в рефлексивно-позиционном подходе, находят свою особенную актуальность в работе с этой непростой аудиторией.

Для понимания специфики воспитанников и особенностей работы несколько слов нужно сказать о самом Центре временного содержания. Центр — учреждение режимное, дети там содержаться в среднем около 30-ти суток, за это время сотрудники Центра должны: либо провести воспитательную работу профилактического характера, чтобы ребенок не продолжил свое движение по асоциальному пути и не оказался в местах лишения свободы или закрытых спецшколах; либо сотрудникам ЦВСНП необходимо установить законных представителей ребенка и передать его им, это актуально в случае, если в Москве задерживают несовершеннолетнего ребенка из другого города без сопровождения взрослых; либо ЦВИНП выступает в роли пересылочного пункта в место пребывания ребенка на более длительный срок по решению суда, это как раз спецшколы и спецПТУ. Соответственно в ЦВИНП в настоящее время попадают дети и подростки до 18 лет, совершившие административные правонарушения, либо нетяжкие уголовные преступления на срок в среднем от 48 часов до 30 суток.

Духовным окормлением Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей уже многие годы занимаются сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в г. Москве, – так сложилось исторически: дело в том, что в советское время со времени своего основания в 1928 году и до переезда в новое отдельное здание в 1983 году Детский приемник-распределитель находился в стенах самого Данилова монастыря. Работа с трудными подростками в Центре хоть и имеет религиозную направленность, но включает в себя, и педагогический, и психологический, и социальный компоненты. Сотрудники Патриаршего центра играют с ними и проводят занятия как воспитатели и педагоги, слушают их и помогают справляться с трудными жизненными ситуациями как психологи, дают советы и оказывают поддержку уже за стенами ЦВСНП как социальные работники.

За многие годы миссионерско-катехизаторского служения в Детском приемнике сотрудникам Патриаршего центра приходилось знакомиться и устанавливать доверительные отношения с сотнями делинквентных подростков. В рамках данной статьи нам хотелось бы выделить основные пять принципов, опора на которые для этого, на наш взгляд, необходима и которые соответствуют духу и принципам взаимодействия и сотрудничества в рефлексивно-позиционном подходе.

1.                  Уважение. ­

Первый принцип мы назвали «Уважение». Можно очень по-разному раскрывать значение этого термина. Можно говорить о признании и ненарушении прав и свобод человека, можно, о почтительном и вежливом обращении, о признании точки зрения другого, о важности слушать собеседника и прочее. Но для нас наиболее актуальным является определение этого термина, которое представлено в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой, уважение — «как признание важности, значимости, ценности чего-либо» [Ефремова 2000]. Именно отношение к несовершеннолетним правонарушителям как к важным, значимым, безусловно ценным личностям, растапливает их сердца и дает необходимую основу для построения доверительных отношений.

У подростков правонарушителей обычно не самые лучшие успехи в школе, в большинстве своем учатся они плохо, да еще и хулиганят, поэтому в школе к ним бытует отношение как к проблемным детям. Дома тоже часто не все хорошо, многие делинквентные подростки воспитываются в социально-неблагополучных, неполных семьях и отношения там к ним тоже, к сожалению, не как к важным людям. Попадая в государственную исправительную систему, они автоматически становятся преступниками, правонарушителями, которые требуют исправления, воспитания, ресоциализации, – поэтому и здесь они не очень ценны. Может быть, именно поэтому христианское уважительное отношение к ним, как к безусловно ценным личностям, оказывает на них настолько живительное и располагающее действие. 

В своем размышлении на евангельский отрывок об исцелении гадаринского бесноватого (Мк. 5:1–17) выдающийся проповедник и богослов ХХ века митрополит Антоний Сурожский обращает внимание читателей на то, что Иисус — Бог и Творец этого мира и всей вселенной — проделывает долгий путь, приплывает на лодке с учениками в страну Гадаринскую, чтобы помочь, исцелить всего одного единственного несчастного человека, — что нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, которая не была бы важна для Бога, пусть это боль и нужда всего одного маленького человека. А дальше митрополит Антоний делится уже своим опытом, когда он, будучи военным хирургом, очень ярко пережил, что единственной его заботой во время бушующей вокруг войны может быть только тот человек, который находится сейчас перед ним, именно этот человек самый важный и ценный и никого другого нет. «И мне кажется», — говорит митрополит Антоний далее: «что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная» [Сурожский 2013]. Вот такую максиму задает нам митрополит Антоний вслед за Христом, — самый важный человек тот, кто находится сейчас перед тобой. Именно эта максима лежит в основе нашего принципа «Уважение», и именно такое отношение к каждому подростку правонарушителю мы стараемся реализовывать в нашей повседневной работе с ними.

2.                  Честность.

Второй наш принцип во взаимоотношениях с делинквентными подростками — это «Честность». Казалось бы, здесь не нужно ничего расшифровывать, и так все понятно. Но для нас важно почеркнуть тот аспект честности, о котором не всегда говорят.

«Будь честным, не обманывай» — кажется, что такую фразу слышал хотя бы однажды каждый из нас. Слышали призыв к честности по много раз и делинквентные подростки из ЦВСНП, но почему-то принципом их жизни честность не стала, ведь многие находятся в Центре за правонарушения, которые связаны с обманом других людей. Одной из причин этого, может быть недостаточная честность тех взрослых, которые их окружали. Ведь быть честным — это не только говорить правду и не обманывать, это и поступать по правде, по тому, что считаешь правильным в своей собственной жизни, это и говорить только то, во что действительно веришь и чем живешь, а не просто красивые правильные слова.

«А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно» (Ис. 32:8), — говорит нам ветхозаветный пророк Исайя. Предельная честность — это жизнь в соответствии с собственными убеждениями и ценностями, это соответствие слов и поступков, это честность пред другими людьми, пред самим собой, пред Богом. Говори только то, во что действительно веришь и чем живешь, или лучше не говори вообще. Трудные подростки сразу чувствуют фальшь, и не поверят тебе, если твои слова не соответствуют твоей жизни. В деле миссионерско-катехизаторского служения в Центре временного содержания соответствие слов и дел, самой жизни миссионера, — это необходимая основа, чтобы миссионеру поверили, а его слова были услышаны.

3.                  Время и внимание.

Третий принцип мы назвали «Время и внимание», и он имеет более практическую направленность. В нем трудные подростки как бы проверяют первые два наших принципа говоря: «Если действительно мы представляем для вас ценность, если вы действительно честны с нами и с самим собой и это не просто слова, то докажите это на практике, уделите нам свое время и отдайте частичку своего внимания». А мы в ответ понимаем, что нельзя говорить о важности кого-то, а потом не находить время на этого человека, и наоборот, если эти ребята действительно важны для нас, то мы просто обязаны находить время, чтобы быть с ними.

 «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое…» (Иов 7:17), — взывает праведный Иов из своей скорби. Очень интересно в этой цитате подчеркивается связь ценности и внимания: если обращаешь внимание на кого-либо, уделяешь ему время, — то ценишь; и наоборот, если не уделяешь внимания кому-либо, если можешь о ком-то просто забыть, то, видимо, он для тебя не так уж и важен.

Если миссионер хочет поделиться чем-то важным, рассказать о Боге, о вере, о том, что является самым ценным для него самого, а не готов уделить время и внимание своему слушателю, не готов просто побыть с ним в его нужде, в его боли, не готов хотя бы немного разделить с ним тяготы его нахождения в Центре, то вряд ли он будет услышан, как бы красиво он не говорил. Делинквентные подростки верят делам, верят тому, что видят на практике, а не тому что им красиво говорят, просто уже слишком много было в их жизнях красивых, но пустых слов.

Обязательный этап миссионерско-катехизаторской работы в Центре — это знакомство, на него выделяется целая отдельная встреча каждую неделю. На практике сейчас для этих встреч часто используются игры, настольные или спортивные, на которые ребята очень хорошо откликаются и которых ждут. Поиграть с ними, просто пообщаться, послушать их истории и проблемы — все это требует времени и внимания, через которые подростки начинают верить и доверять миссионеру.

4.                  Держать слово и выполнять обещания.

Четвертый наш принцип «Держать слово и выполнять обещания» так же связан с понятием честности, но он, так же как и предыдущий третий принцип, имеет более практическую направленность.

Как трудные подростки могут проверить, правду ли говорит миссионер или обманывает их? Один из способов — это посмотреть на то, как он поступает в обычных жизненных ситуациях и, на основании этого, либо начать ему доверить, либо нет. Поэтому выполнение пусть самых простых и, на первый взгляд, незначительных обещаний (прийти в определенный день или время, принести что-то, найти информацию и  др.), которые мы даем детям, — так важны для нас. Ведь если, элементарно, мы пообещали что-то детям, и не выполнили, то, может, и в вопросах веры мы не заслуживаем доверия.

Делинквентные подростки — это дети, которые в частности очень часто сталкивались с тем, что взрослые что-то обещали им и не выполняли, говорили, давали слово и не делали, — ведь многие из них воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому доверия к словам и обещаниям взрослых изначально очень мало. Часто, взрослые в представлениях трудных подростков, — это как раз те, кто постоянно что-то хорошее говорит, обещает, более того, требует от них, но сам не делает, не выполняет. От этого изначально нет доверия и к миссионеру и к священнику, которые к ним пришли. Поэтому одна из первых задач — восстановить это доверие, дать им опыт, что может быть по-другому, что мы те взрослые, словам и обещаниям которых можно верить.

В евангельской притче о неверном  управителе есть такие слова: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). В целом, это достаточно сложная для толкования притча, но конкретно в этом стихе Христос говорит очень понятную вещь: нет тех мелочей, в которых можно быть неверным, что верность во многом складывается из верности в малом и что тот, кто неверен в малом, — неверен и во многом. Так и мы стараемся через верность в малом, через верность наших слов и обещаний в делах житейских, стать теми, кому и во многом, в вопросах веры и спасения, можно доверять.

На практике мы огромное внимание уделяем нашим словам и обещаниям, которые мы даем детям. И, если что-то пообещали, то стараемся обязательно выполнить, даже если обстоятельства этому препятствуют. Если пообещал, дал слово, — выполни, или не обещай вовсе, — вот та максима, которой мы руководствуемся в деле миссионерско-катехизаторского служения в приемнике.

5.                  Вера в личность.

Пятый принцип мы назвали «Вера в личность», и значение этого принципа требует отдельных пояснений.

В своей знаменитой речи перед студентами в 1972 году выдающийся психолог, философ ХХ века Виктор Франкл высказал, на первый взгляд, парадоксальную мысль: «Если рассматривать человека таким, какой он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем … если мы хотим казаться идеалистами и переоцениваем человека, даем ему завышенную оценку и смотрим на него сюда, выше чем он есть, знаете, что происходит? Мы способствуем тому, чтобы он стал тем, кем на самом деле может быть» [Франкл 1972]. Т.е. для того, чтобы человек смог стать лучше, смог подняться над самим собой, смог стать тем, кем может в пределе стать, нам просто необходимо переоценивать человека, признавать в нем самые высокие идеалы, устремления и побуждения.

 Такой взгляд на человека очень актуален при работе с делинквентными подростками. Все говорят им: «Ты ничего не можешь, ты преступник, в тебе нет ничего хорошего» — и это делает их только хуже, потому что такими словами мы забираем у них веру в то, что они смогут измениться. И, наоборот, если мы признаем в этих трудных подростках самые высокие устремления, желание измениться и жить по-другому, желание найти свой смысл в жизни, свое призвание, — мы укрепляем их веру в то, что у них это обязательно получится.

Однажды, мы услышали, как одна воспитательница в ЦВСНП сказала мальчику: «Я вижу в тебе потенциал, да, ты вел себя не идеально сегодня, но я разрешаю тебе пойти поиграть», — как же был воодушевлен этот мальчишка, как же действительно он вел себя хорошо после этих слов. Кто-то поверил в него, кто-то пусть даже один человек увидел в нем потенциал к тому, чтобы стать лучше, несмотря на то, что пока это не очень получается, и, благодаря этому, он сам вновь поверил в себя и начал этот потенциал реализовывать. Часто для того, чтобы измениться, трудному подростку нужен хотя бы один человек, который будет верить в него, верить в то, что он хороший, что у него получится, что самые смелые его мечты могут быть реализованы.

В своих беседах все тот же митрополит Антоний Сурожский часто вспоминает житийную историю о том, как один священник услышал от Христа слова: «Если бы был только один грешник на земле, Я снова, вновь и вновь претерпел бы все, что Я претерпел на земле ...», — «… Так нас любит Господь» [Сурожский 1983], — заключает митрополит Антоний, «… так верит Он в каждого из нас», — продолжим мы.

Приходя в приемник, мы стараемся приносить с собой эту веру, веру в каждого отдельного человека, веру в этих ершистых, порой не самых милых, подростков, веру в то, что у каждого из них есть желание стать лучше, измениться, победить в себе дурные наклонности и реализовать свои таланты. И, иногда, эта вера помогает случиться чуду.

В рефлексивно-позиционном подходе Н.Б. Ковалевой сформулированы и описаны и другие не менее важные принципы и нормы взаимодействия и сотрудничества. В данной статье мы уделили внимание тем из них, которые наиболее актуальны в деле миссионерско-катехизаторской работы с трудными подростками, но и они, на наш взгляд, не являются исчерпывающими и единственно возможными, их можно и нужно дополнять и расширять. При этом, мы уверены, что без опоры на эти пять принципов будет трудно преуспеть в работе с делинквентными подростками, т.к. именно в опоре на них возникает необходимое доверие в отношениях, без которого какая-либо дальнейшая работа с этой непростой аудиторией просто невозможна.

Москва, 2020.

Литература:

Данильчева, Ковалева 2016 — Данильчева С.В., Ковалева Н.Б. Характеристики способов коммуникации в контексте совместной творческой деятельности подростков и юношества // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2 (7). С. 225–227.

Ефремова 2000 — Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. URL.: https://www.efremova.info/word/uvazhenie.html#.X3cSE-1n1PY.

Ковалева 2016 — Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238–248. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20043.

Ковалева, Ковалев 2018 — Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование гуманитарных технологий: Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.

Сурожский 1983 — митр. Сурожский А. (Блум А.Б) Победа Господня – слово, произнесенное за всенощной в субботу 12 февраля 1983 г. в храме святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортово (Москва). URL.: http://www.mitras.ru/lubov/lub_vse_82.htm

Сурожский 2013 — митр. Сурожский А. (Блум А.Б.) Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого. URL:  https://pravoslavie.ru/65083.html

Франкл 1972 — Франкл В. Знаменитая речь 1972 года. URL: https://www.pravmir.ru/davayte-pereotsenivat-lyudey/

Данные об авторе:

ФИО: Катречко Леонид Сергеевич;

Образование: религиовед (ПСТГУ, 2011), магистр педагогики и психологии (МПГУ 2017);

Место работы: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ПЦДРДМ);

Должность: миссионер-катехизатор в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве;

Город: Москва;

Контакты: kater4ko@bk.ru.