Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи
1. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ МИССИИ
Отправная точка всякого церковного явления и действия есть Господь и Спаситель наш – Иисус Христос. Он есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» (Откр. 1:8), и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11).
Единая Святая Соборная и Апостольская, Православная Христова Церковь есть, по сути своей, та реальность, в которой Духом Святым человек соединяется со Христом. Соединение каждой личности с Богом, и в Боге - друг с другом, есть единственное сущностное назначение Церкви.
Православная Церковь именуется апостольской. Через Нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня, и Она постоянно возрастает за счет своих членов со Дня Пятидесятницы, когда крестилось "душ около трех тысяч" (Деян. 2:41). Таким образом, церковная миссия - это неотъемлемая сторона жизни Живого Тела Церкви.
Миссия Церкви, во-первых, включает благовестие, цель которого - пробудить произволение ко спасению, через свидетельство о Христе Спасителе и устроенной Им Церкви. Во-вторых, создание и обеспечение условий для начального воцерковления.
Говоря о формах миссии, необходимо знать не только возраст, уровень развития, принадлежность к различным социальным группам, уровень жизни, наличие семьи и детей у людей, которым мы благовествуем, но важно так же учитывать специфику реального современного человека, например, жизненный опыт, влияние современной культуры и образования, мировоззренческие позиции - как впитанные с «молоком матери», так и привнесённые извне.
Из Священного Писания можно усмотреть два образа проповеди:
Пассивный, вызванный обстоятельствами. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15)
Активный. «Идите, научите все народы…» (Мф. 26, 19); «проповедуй слово, настой во время и не во время» (2 Тим. 4:2). В связи с тем, что Православие делает акцент на внутреннем состоянии человека и ориентирует его прежде всего на внутреннюю жизнь, исторически сложилось так, что активная проповедь была усвоена как обязанность пастырям Церкви. Но важно напомнить, что миряне призваны также, с благословения священноначалия, активно привлекаться к делу Церковной проповеди.
2. ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ
Основополагающие принципы миссии – Христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о радостной жизни во Христе. Миссионер призван раскрывать людям основы христианства, исходя из иерархии христианских ценностей: главное – Христос, соединение с Ним, исполнение Его заповедей; все остальное второстепенно.
Миссионеру необходимо прежде всего четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и, как следствие, область и глубину своей компетенции; осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться; признавать свободу тех, к кому обращена проповедь. Миссионер, разумеется, должен обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, миссионеру желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других дисциплин.
Непременной обязанностью миссионера должно быть стремление реализовывать то, что он проповедует своей жизнью. Часто сама жизнь, без слов, является лучшей миссией. «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Пет. 3:15) - апостол ставит это предварительным условием готовности свидетельствовать своё упование. «Имейте добрую совесть» (1 Пет. 3:16); «подавайте пример» (ср. 1 Пет. 5:3); «будьте образцом…в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), увещают апостолы пастырей; это же, разумеется, относится и к миссионерам.
Миссия есть свидетельство Церкви об истине на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). Образцом этого принципа является для нас святой апостол Павел: «Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, …для немощных был как немощный… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 20 – 22). Прекрасным примером этого подхода является проповедь апостола в Афинском ареопаге. Хотя Павел и «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17:16), он не проявил своего возмущения, а, наоборот, обратился к горожанам со словами: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни…»(Деян. 17: 22-23). Идолов Апостол назвал святынями, – то есть не оскорбил и не разрушил ценностей слушающих его, но, оттолкнувшись от них, возвёл людей к высшей Ценности – Христу.
Сегодняшнему миссионеру, особенно в молодёжной среде, также важно говорить с людьми на их языке, не осуждая того, что дорого людям, но используя это как повод к благовествованию. Впрочем, здесь нужно действовать с большим тактом, чтобы не потакать недолжному.
Миссионеру следует стараться сначала построить дружеские, теплые отношения с людьми, и только на этом фундаменте говорить о Боге. При этом необходимо уметь ждать, чтобы сказать об Истине тогда, когда она может быть воспринята.
Миссионер должен учитывать, что для многих людей Священное Писание не является авторитетом. Необходима разработка новых, отличных от традиционных, методов проповеди, вне ссылок на Церковные авторитеты.
Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" - отмечал Святейший Патриарх Алексий II на Архиерейском Соборе 2004 года (см. Приложение).
3. ОШИБКИ ПРОПОВЕДИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
Отметим наиболее распространённые ошибки сегодняшней проповеди.
1.Благовествование о Христе и спасении в Нём, как о сути Церкви, подменяется «рекламой» внешней церковности. В основе её лежит мысль привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия – к церковному обряду, который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным содержанием.
2. Создаваемый в массовом сознании образ Церкви очень часто не соответствует ее сущности и значению. Церковь имеет непреложное и определяющее значение в нашей жизни именно потому, что она Христова, а не потому, что она традиционна для России.
Эти две подмены – живого Христа обрядом и Церкви, как Тела Христова, национализмом – являются одной из причин, по которой у молодёжи имеет значительный успех протестантизм. Патриотизм и обряд – вещи важные и нужные, но они не могут занимать место Христа и Евангелия в Церковной проповеди.
3. Во многих случаях проповедь носит отрицательный характер. Акценты проповеди смещены на смерть, муки грешников, ад, бесов и их козни, запугивание антихристом и глобализацией. Христос в такой системе проповеди выступает не как Цель духовной жизни, а как, в лучшем случае, средство избежать всех этих ужасов. Проповедуется отказ от лжеценностей, а порой и от естественного устроения жизни; но при этом не разъясняется, ради чего отказываться, и что человек получает взамен. Такая проповедь не может быть успешной в молодёжной среде, которой нужен положительный идеал Истины, Любви и благобытия.
4. Часто реальность христианской жизни подменяется «лубком»; проповедник апеллирует не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, но к малодостоверным преданиям и «негодным и бабьим басням» (1 Тим. 4, 7). Зачастую отсутствие исторического контекста в проповеди приводит к восприятию Предания Церкви как «сказки».
5. Нередко христианство и Церковь преподносятся исключительно как система запретов и долженствований. В этом случае отсутствуют уважение к личности и христианская свобода – Церковь нельзя проповедовать как казарму, где все обязаны «жить строем». Все внешние формы и правила должны подчиняться Евангельскому указанию: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27), что прекрасно выражено блж. Августином: «в главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всём – любовь». С другой стороны, проповедник призван четко чувствовать границы церковной традиции и не уклоняться в протестантизм.
6. Встречается подмена проповеди Христа призывами исключительно к социальной деятельности.
4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УСПЕХУ МИССИИ
Одной из проблем для многих людей, входящих в Церковь, является торговля таинствами, о недопустимости которой многократно говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения, исповеди, брака и отпевания. Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация — подготовка к совершению Таинства — и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека. Напротив, формальный или даже «коммерческий» подход священника к приходящим в Церковь людям надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному духовенству. Церковь — это не магазин духовных товаров, здесь недопустима «торговля благодатью». Даром получили, даром давайте (Мф. 10:8), — заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках»[1].
Нередко случается так, что вступающих в Церковь людей встречает произвол некоторых священнослужителей и прихожан: жесткие требования к больным, пожилым, детям, подросткам, беременным женщинам; неоправданный ригоризм в отношении к форме одежды; формальное, уравнительное отношение к людям. Зачастую священники не понимают трудностей жизни людей и налагают на них «бремена тяжёлые и неудобоносимые,.. сами же не хотят и перстом двинуть их» (Мф.23:4).
Неприемлемым для многих молодых людей является бытующее в православной среде отрицательное отношение к успеху в профессиональной деятельности человека. Под влиянием подобной идеологии молодые люди часто считают, что от них требуется отказ от полноценной жизни. Мы должны четко осознавать: христианство, говоря об отказе от мира (1 Ин. 2:15), требует отказа именно от греха. Повсеместно, в качестве идеала церковности, мирскому человеку предлагается монашеский или излишне аскетический образ жизни, что приводит к социальной маргинализации верующих. В то же время истинно церковное мировоззрение ставит всю жизнь человека, в том числе и его социальную деятельность на очень высокий уровень – уровень служения Богу.
Наконец, крайне редко можно увидеть пример истинно христианской жизни. Слова проповедников нередко расходятся с делами, чем в большинстве случаев и обусловлен неуспех проповеди, особенно в среде молодёжи, как наиболее чувствительной ко всякому лицемерию.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОПОВЕДИ
Реальность нашей церковной жизни такова, что большей частью мы можем предложить вступившим в Церковь всего две вещи: участие в богослужении и индивидуальную аскетическую жизнь, сводящуюся по большей части к правилам, запретам и долженствованиям. Очевидно, что церковная жизнь не ограничивается этими двумя пунктами. Церковность предполагает активную жизнь, охватывающую все сферы человеческого бытия. Эта жизнь устрояется по Евангельским началам и проникается благодатью Св. Духа – тогда только она удовлетворяет религиозному устроению человека, особенно в юном возрасте. Молодёжи более, чем кому-либо другому, нужно церковное дело, церковное общение.
В связи с этим в деле миссии необходимо:
1. Понимать, что активная миссионерская деятельность невозможна без создания приходских общин.
2. Не умаляя важности богослужебной и аскетической деятельности, искать и создавать формы внебогослужебной жизни. Можно позаимствовать их из светского педагогического опыта или даже у протестантов, наполняя их православным содержанием. Тем самым, мы можем и реально противостоять протестантскому влиянию (примерами подобного рода деятельности могут послужить евангельские кружки, внебогослужебное общение, активная социально значимая деятельность, помощь в решении жизненных ситуаций, например, в трудоустройстве, и проч.).
3. Вместе с тем важно следить, чтобы внебогослужебная жизнь не становилась довлеющей и не заменяла собой жизнь литургическую. Это может происходить, когда миссией занимаются люди, духовно не вполне сформировавшиеся и не имеющие опыта правильной церковной жизни.
6. СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ КАТЕХИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О первостепенном значении катехизации (внутренней миссии) неоднократно заявлял как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, так и другие ведущие деятели нашей Церкви. В настоящее время и некрещеные, и огромное количество крещенных без всякого знакомства с основами православного вероучения людей нуждаются в обучении основам веры и приобщении к жизни Церкви[2]. Поэтому под катехизацией в наше время необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тем, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни. В процессе этой работы мы сталкиваемся со следующими проблемами:
1. Низкий уровень знаний о Боге, вере и Церкви у подавляющего числа верующих. Ошибочное восприятие православия. Язычество и магизм внутри церковной ограды (двоеверие). Отсутствие ориентации на нравственную и духовную жизнь. Невозможность самостоятельного формирования правильной иерархии христианских ценностей.
2. Отсутствие систематической катехизаторской и просветительской работы в большинстве приходов.
3. Недостаточный уровень подготовки и отсутствие заинтересованности священнослужителей в катехизаторской работе, неспособность донести на понятном современному человеку языке вечные истины христианства.
4. Крещение без катехизации, формальное членство в Церкви. Потребительское отношение к Церкви.
5. Современное богослужение практически недоступно воцерковляющемуся человеку, труднопонимаемый язык и закрытость Евхаристических молитв затрудняют его осознанное участие в богослужении. В самой богослужебной жизни прихода нередко отсутствует акцент именно на Евхаристии (она не так «популярна», как молебны, акафисты и прочее). Это приводит к тому, что евхаристическое сознание у молодого человека не формируется, его живое участие в литургической жизни, понимание глубины и красоты нашего богослужения подменяется вычитыванием всевозможных правил; тем самым духовная жизнь постепенно атрофируется, или вырождается в законничество и фарисейство.
6. Неразвитость внебогослужебной жизни прихода и совместного досуга православных приводит к почти полному отсутствию социо-культурной среды, способствующей воцерковлению и всестороннему развитию молодого человека. Таким образом, человек со всей уникальностью своей личности, талантами, потребностями и способностями часто не может найти своего места в Церкви, не чувствует себя полноценной частью единого Тела Христова.
7. Отсутствие базы для катехизаторской работы, в том числе:
- Отсутствие системы образования катехизаторов, церковных психологов и организаторов социальной работы приходов.
- Отсутствие грамотной специализированной литературы для организации катехизаторской работы на приходах и самообразования приходящих в церковь.
- Отсутствие при крупных приходах и благочиниях штатной должности катехизатора.
7. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАТЕХИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Для повышения эффективности катехизаторской работы в молодёжной среде предлагается применять следующие положения:
1. Главная задача катехизации - воспитание любви к Богу и людям, благоговения перед Церковью и её Таинствами. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1 Кор. 7:20). Плодами катехизации являются обретение православного мировоззрения и воцерковление, то есть сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо участия в Евхаристии, важнейшей составляющей церковности является нравственная и духовная жизнь, а также молитва и дела любви к ближним: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3: 19-20).
2. Вся православная жизнь и деятельность, в том числе, и катехизация, основывается на четких постулатах:
- Христоцентричность проповеди и деятельности;
- Признание Боговдохновенности Священного Писания и приоритета его в жизни православного христианина;
- Принятие Священного Предания Православной Церкви (догматического и нравственного учения, основ канонического и литургического строя её жизни);
- восприятие Церкви как Тела Христова, частью которого является каждый член общины (1 Кор.12:27), а единой главой Господь Иисус Христос;
- свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе;
- признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;
- осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.
3. Основными направлениями катехизаторской работы могут являться:
- Знакомство с Евангелием и разъяснение основ веры.
- Приобщение к евхаристической, таинственной жизни Церкви.
- Приобщение к православной духовной традиции и содействие в построении жизни человека на основании христианских ценностей.
4. Необходимо подчеркнуть недопустимость (за исключением особых случаев) крещения без предварительной катехизации. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом VI Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, особенно в наши дни, мы не должны накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15: 28), однако того, кто не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, крестить не следует, ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты крещения - по ним (Рим. 2:14).
Можно предложить следующий минимальный вариант начальной катехизации[3]:
- Прочтение человеком одного из Евангелий и апостольских (соборных) посланий
- Краткая катехизация в виде нескольких бесед по основам веры и жизни, цель которой – дать базовые понятия и раскрыть иерархию христианских ценностей и смысл таинства крещения.
- Подробная катехизация после крещения.
Крестными родителями следует допускать людей воцерковленных, способных активно содействовать семье в христианском воспитании ребенка.
- С крестившимися необходима систематическая работа по введению в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода. Она может состоять из следующих моментов:
- Усиливать миссионерскую составляющую жизни приходов, например, с помощью периодически совершаемых миссионерских служб, на которых богослужение сочеталось бы с катехизацией, и было бы более приближено к людям (здесь не имеется в виду богослужебная реформа; это возможно и в рамках сегодняшнего богослужения – об этом подробнее в резолюции по церковной общине). Необходимо выработать рекомендации по проведению подобных миссионерских богослужений и обмениваться опытом в деле миссии между общинами.
- Важно создать внутрицерковное пространство, социо-культурную среду, содействующую воцерковлению.[4]
- Катехизаторы прихода, которые занимались подготовкой к крещению, должны помогать и дальнейшему воцерковлению их подопечных.
- Помимо приобщения к Евхаристии как к основе и источнику всей церковной жизни, приход должен предоставить людям возможность вести активную жизнь, которая охватывала бы все стороны человеческого бытия.
- При приходах желательно организовывать кружки и студии, как для детей и молодёжи, так и для взрослых или всей семьи в целом.
- Клир прихода призван принимать самое непосредственное участие в процессе воцерковления новых членов общины, привлекая также активных мирян и катехизаторов. При крупных приходах, благочиниях или епархиальных управлениях необходима организация специализированных центров духовного развития детей и молодёжи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.
- Необходимо издание специального краткого православного молитвослова на русском языке для новоначальных с катехизическими пояснениями.
5. В сфере издания православной литературы необходимы:
- некоторая «расшифровка» святоотеческой мысли в категориях современной жизни: творения Свв. Отцов, к сожалению, остаются непонятными большинству неподготовленных читателей или же воспринимаются как прямое «руководство к действию» - как поститься, сколько спать, молиться, и т.д.
- издание систематической литературы, направленной на катехизацию и создание целостного представления о Церкви. Желательно уделить внимание изданию методической литературы и анализу огласительного опыта древней Церкви.
- выпуск серии книг для новоначальных по вопросам веры, образа христианской жизни и церковного отношения к насущным проблемам современного человека и общества.
6. Также для повышения эффективности миссии и катехизации представляется важным:
- разрабатывать новые методики проповеди с учетом достижений и особенностей современной науки и цивилизации. Для этого создать единый богословско-методический центр, объединяющий представителей разных епархий.
- более активно использовать современные информационные технологии - развитие дистанционных и Интернет проектов, содействующих катехизации и углублению знаний о вере и Церкви.
- развивать сотрудничество со средствами массовой информации, направленное на миссию и катехизацию среди светской молодежи и студентов.
- создание в епархиях Русской Православной Церкви центров по подготовке катехизаторов, позволяющих людям получить профессию и связать свою жизнь со служением Церкви. Разработка стандарта знаний могла бы заметно упростить подготовку катехизаторов на местах.
- сотрудничество Синодальных отделов по делам молодёжи, миссионерского и Учебного комитета по совершенствованию программ и введения в духовных учебных заведениях специальных курсов молодёжного служения
- признание должности катехизатора и включение его в штат прихода с соответствующей зарплатой.
7. Особо следует отметить вызывающий тревогу очевидный недостаток динамики церковной жизни, в том числе, и в деле миссии и катехизации. Если сегодняшняя ситуация не изменится, то нам грозит маргинализация Церкви и потеря авторитета в народе, не говоря уже об упущенной молодёжи. В качестве некоторых шагов по улучшению этой ситуации представляется необходимым:
- Осмысление современного исторического положения Церкви. Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда 1500-летняя традиция «симфонии» уходит в прошлое и Церковь как бы возвращается во времена апостольские, то есть к самостоятельному существованию в языческом окружении. К сожалению, осознание этого дается нам с трудом; слишком велика историческая инерция. Опыт показывает, что имперская модель взаимоотношений Церкви и государства не работает, ибо общество стало секулярным. Поэтому Церковная проповедь не должна зазывать людей в ностальгическое прошлое, а давать Евангельский ответ на вызовы современности.
- Крайне важно сместить акцент с материальной стороны жизни Церкви на пастырскую. Восстанавливать храмы и обустраивать церковную жизнь нужно; однако это не должно являться самоцелью, как это нередко происходит. Напротив, материальные ресурсы Церкви должны быть прежде всего направлены на пастырское попечение, дела миссии и катехизации. В этом - залог оздоровления и укрепления Церкви.
Приложение.
О взаимоотношениях науки и религии.
Диалог науки и веры. В определении Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви сказано: "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" (номер статьи). Там же: "Труды в области религиозного образования должны привести к реальному изменению современного общества. Образовательную работу Церкви нельзя заключать в рамки церковной ограды. Следует развивать сотрудничество Церкви со светской средней и высшей школой" (номер статьи). Таким образом, определены общие позиции по вопросу отношения христианства и науки и дано направление развитие этого отношения – диалог и сотрудничество.
К сожалению, развитие взаимодействия Церкви с наукой в наше время затруднено. Одним из препятствий к этому является распространение псевдоцерковных и лженаучных учений, основанных на ложном мнении, что область знания Церкви всеобъемлюща. Это приводит не только к развитию конфронтации между обществом и Церковью, но к внутрицерковным конфликтам.
Известно, что многие изданные в последние годы книги сомнительного содержания адресованы учащимся школ и вузов. Авторами некоторых из них, к сожалению, являются клирики Русской Православной Церкви. Эти книги, претендующие на принадлежность к естествознанию, не только отвращают многих молодых христиан от реального научного знания (а значит от служения Церкви и обществу в научной сфере), но и создают впечатление, что церковное учение маргинально и безграмотно. Кроме того, подобные издания способствуют распространению в научной среде мнения, будто священнослужители, как правило, являются людьми малообразованными и фанатичными.
Не смотря на это, мы уверены, что решения Архиерейского Собора могут быть выполнены и способны принести благие плоды в деле миссии Церкви в современном мире.
Компетентность науки и веры. Диалог и взаимодействие Церкви с наукой призван строиться с учетом следующих моментов:
а) Взаимодействие науки и религии необходимо строить на аксиомах и терминологии, исходящей из тех определений, которые провозглашают и наука и Церковь сами о себе.
б) Необходимо учитывать область и глубину компетентности, которые признают за собой как наука, так и Церковь.
Церковь призвана дать людям возможность обрести спасение Духом Святым во Христе Спасителе. Наука, в свою очередь, занимается познанием окружающего мира ради его преобразования в интересах человека. Исходя из этих определений, можно заключить, что наука и вера лежат в разных плоскостях, соприкасающихся лишь отчасти. Поэтому попытки строгого доказательства или опровержения веры наукой и науки через вероучение не состоятельны.
Бог для христианина есть Высочайшая Реальность, доступная в опыте христианской жизни. Истина, явленная Самим Богом в Божественном Откровении, утверждается не на выводах науки, она самобытна и не зависит ни от научных данных, ни от их философского осмысления.
Истины Откровения и научные истины познаются принципиально разными путями. Первые являются непреложными основами некоего богонаправленного человеческого устремления и призваны стать базой нашего личного образа жизни. Вторые человек получает сам эмпирическим и рациональным путем в рамках познания и осмысления мира и попыток преобразовать мир в своих интересах.
Материальный мир есть творение Божье. Следовательно, наука, исследуя явления и законы миробытия, изучает не Творца, а лишь Его творение. Существует божественный замысел мироздания, в соответствии с которым происходит развитие материального мира. Следовательно, все законы мироздания объективны и целесообразны. Задача науки - познание этих законов. Церковь, в свою очередь, признает возможность познания Творца отчасти через Его творение (Рим. 1:18-23) и называет это естественным богопознанием.
О природе научного знания. Чтобы на серьёзном уровне вести диалог и сотрудничество Церкви с наукой, важно учитывать сложность современного научного знания, концептуальность его построения, глубокие связи между теориями разных отраслей науки. Это обусловливает сложность любого доказательства в рамках научных концепций. Понимание этого позволяет иметь правильное суждение о «претензиях» научного знания на истину и его ограниченности в данном вопросе.
Современная наука не сводится к накоплению и осмыслению эмпирических данных. Она стремится создать развитые концепции, имеющие длинные цепи логических связей между исследуемыми явлениями. Замена даже одной устаревшей теории, не отвечающей требованиям времени, не может происходить без учета этих связей. Концепции строятся на основании многих аксиом и обладают развитым терминологическим аппаратом. Развитие в науке идёт в сторону трансформации концепций и замены старых теорий новыми, более адекватными. Поэтому если какие-либо факты или мнения могут быть при благоприятных условиях проверены на опыте, то научные концепции, создаваемые на более высоком уровне абстракции, до конца не доказуемы и не опровергаемы.
Очевидно, что наука ничего не утверждает с абсолютной уверенностью и не претендует на «полноту истины», а лишь предлагает некоторое достоверное и обоснованное в рамках научного знания описание действительности.
Необходимо признать, что современное научное знание само по себе нравственно нейтрально. Обратить это знание к добру или злу способно мировоззрение того или иного ученого или группы ученых.
О некорректных интервенциях. Осознание вышеизложенного приводит к следующим практическим выводам. В диалоге науки и Церкви важно признать недопустимость интервенций, основанных на непонимании области и глубины их компетентности. К сожалению, на протяжении человеческой истории подобные интервенции осуществлялись и осуществляются как из научной области в религиозную, так и обратно. Плоды этих интервенций следует признать пагубными.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что не следует в угоду каким-либо религиозным верованиям критиковать данные науки или науку как таковую. Такая критика лишена смысла, поскольку, как было сказано, современные научные концепции не претендуют на абсолютное соответствие действительности. Следует всячески противодействовать попыткам привлечения авторитета Священного Писания для обоснования тех или иных лженаучных представлений (например, телегонии, семитысячелетнего возраста земли и т.д.).
Верующий человек, претендующий на принадлежность к науке, должен стараться для обоснования своих представлений привлекать данные и аппарат самой науки, а не прикрывать свою научную безграмотность и несостоятельность библейскими самотолкованиями.
Несмотря на то, что научное знание формировалось под воздействием разных религиозных и философских течений, важно признать христианские корни этого процесса. Вследствие этого научное знание совместимо с христианским мировоззрением. Попытки согласования научных данных и истин Откровения должны иметь серьезное обоснование и быть весьма осторожными. На уровне практического взаимодействия можно говорить о сопряжении научного и церковного знания в некоторых областях человеческой деятельности, например, в психологии, педагогике, медицине, антропологии и т.д.
[1]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II «Подлинный старец бережно относится к каждому человеку»
[2] Несомненно, по числу крещаемых, Православная Церковь и сейчас остается далеко впереди всех остальных религий России. К сожалению, из 100 православных разве что половина придет в храм, чтобы поставить свечи. Православие до сих пор остается в сознании людей как нечто генетическое, так же приличествующее русскому, как говорить на русском языке и париться в бане. Существование обетов крещения остается тайной для большинства крещеных людей. Большинство наших современников утратило чувство преемства и развития православной культуры.
[3] Это допустимо, например, при крещении младенцев невоцерковленных родителей или для спешно готовящихся ко Св. Крещению, в связи с обстоятельствами (уход в армию, тюремное заключение, эмиграция и.т.д.). Без подобной катехизации допустимо крестить только умирающих. Однако непременным условием должно быть осознание приступающим к Таинству сути крещения, его обетов и ответственности последующей жизни. Те же, кто взвешенно и обдуманно готовятся к крещению, должны найти поддержку в Церкви.
[4] Человек должен иметь возможность найти свое место и дело в Церкви, отвечающих условиям современной жизни. Необходимо уделять внимание развитию физической и интеллектуальной сферы личности - только полноценно развитая личность может стать активным членом Церкви. Вступившим в ограду Церкви необходимо, прежде всего, явить приход-общину как семью во главе с настоятелем и духовником.