Подписка на новости:

Епископ Люберецкий Серафим

Прежде всего, я бы хотел поблагодарить генерального директора музея современной истории России, в стенах которого мы собрались, – Ирину Яковлевну Великанову, режиссера Карена Георгиевича Шахназарова, который любезно согласился быть сегодня с нами и Татьяну Владимировну Шумову за помощь в организации этого мероприятия, а также всех собравшихся.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на мой взгляд, совершенно справедливо говорит о том, что взирая на события минувшего века с высоты исторического опыта, мы можем свидетельствовать, сколь тщетно на самом деле противостояние воле Божией, будь то уровень отдельной личности, или масштабы целого общества и государства.

Рассуждения о том, почему в России произошла духовная катастрофа, должно быть связано с глубоким осмыслением значения подвига новомучеников и исповедников XX века. Церковь много об этом говорит, но думаю, что говорить необходимо так, чтобы это слышали все – и церковные, и светские люди.

Новомученики – это подлинные герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, чья популярность обусловлена не более чем модой и непонятно кем установленными трендами. И когда многие, в том числе молодежь, начинают ориентироваться на таких персонажей, это приносит только вред. Настоящий герой всегда несет в себе высокий нравственный посыл, он является моральным авторитетом. Именно таковы те, кто отдает свою жизнь за Отечество, за Церковь. И новомученики относятся к их числу.

В наше время, когда людям порой трудно оторваться от своей повседневности, провести переоценку привычного образа жизни связанного с культом потребления и комфорта, особенно важно говорить во весь голос о наших отцах и дедах, которые погибли, но остались верны Богу и своей совести. Об этом подвиге должны знать все, и это наша задача, наша благодарная дань их памяти.

Очень важно, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе и служила его единению. Их духовный и гражданский героизм должен найти свое достойное отражение в нашей культуре и искусстве.

Драматичный XX век – один из сложных и трудных периодов нашей истории. Трагизм этого времени заключался как в многочисленных войнах, революциях, репрессиях, преследованиях, голоде и других бедствиях и потрясениях, так и в продолжительном отсутствии историче­ской справедливости, беспамятстве поколений, насильственном отрыве общества от его духовных и религиозных корней. При этом мы видим, что в общественном сознании еще не произошло полного дистанцирования от той исторической эпохи, она еще не до конца стала прошлым. В этой связи оценки этого периода тесно связаны с тем, что происходит в сознании людей сегодня. События XX века продолжают волновать человеческое сердце, вызывая сильные переживания, а зачастую провоцируя и противостояние. В этой ситуации задача Церкви состоит в том, чтобы помочь людям извлечь духовные уроки из прошлого, научиться противостоять злу, преодолевать испытания и обрести опору в вере.

Говоря о причинах революционных событий, нельзя игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской Империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая в том числе и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности; кровавый вихрь террора, провоцирующий рост панических настроений и нагнетание атмосферы страха в обществе – все это постепенно разрушало основы народного бытия, подрывало традиции и религиозное сознание. В результате пришло печальное разделение, о котором говорил Спаситель: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).

О трагических последствиях революционной вакханалии отчетливо говорил священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, исповедник веры и Церкви: «Печаль и горе, слезы и рыдания раздаются в обителях наших и в домах священников и прочих. Волны ненависти и злобы мощно бьются о корабль церковный. Пасомые изгоняют, оскорбляют, унижают, грабят и бесчестят своих пастырей… Закрадывается в сердце боязнь за судьбу даже нашей Святой Православной Церкви… Может ли быть большее горе и несчастье, когда дети восстают на своих родителей? Этого мало. Люди, забывшие Бога и совесть… протянули свои руки к… святыням нашим, оскверняя храмы Божии… Не щадят они и жизни наших пастырей и настоятелей монастырей. В это тяжкое время среди этих ужасов и скорбей можно ли радоваться? Но для нас, живущих и подвизающихся о Христе Иисусе, все это меркнет от сознания и уверенности в том, что “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13:8). Для нас существует единая и вечная власть Христа… Скажите им [прихожанам], что если им дорога вера Христова, если они действительно любят Христа, то пусть защищают святую веру и святую Божию Церковь и ее достояние. В наши дни исповедничество одинаково требуется как от пастырей, так и от пасомых…». С такими словами священномученик Серафим обратился к духовенству и верующим Орловской епархии в Рождественском послании 1918 года.

Сегодня для успешного осуществления христианской миссии нам необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Это один из главнейших уроков, который дает нам история. Если бы не произошло разделение, то не было бы ни мученичества, ни национальной трагедии, ни разрушения основ исторического государства.

Между тем, это не исключает необходимости внимательного и беспристрастного исследования истории со всеми ее неприглядными страницами. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Прошлое не изменишь, ему следует лишь постараться дать беспристрастную оценку.

В XX веке Русская Церковь была подвергнута жесточайшим гонениям и репрессиям. Однако, как сказал тот же священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) в 1918 году: «Нет большего блаженства и радости, как страдать за Христа нашего, ведь “печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7:10). Когда в темных и мрачных римских катакомбах собирались последователи Христа, а наверху, в большом, могучем Риме царствовал Нерон, гонитель Христа, там реками лилась кровь христианская, но из уст исповедников Христа раздавались не слова отчаяния, а песнь торжества, победы и радости – Христос царствует! Так будет же их пример для нас утешением и ободрением. В государствах меняются правители, но Христос – Один, и дело Его велико, вечно и неизменно!».

Еще предстояли многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники своей стойкостью подтвердили истинность обещания Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.

Новомученики XX века шли на свою Голгофу с любовью, молитвой и всепрощением. Их жизни – это ценнейший урок для человека любой эпохи, потому что они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека соединяется с вечностью. В необходимости христианской любви друг другу заключался главный постулат священномученика архиепископа Серафима (Остроумова): «Только одного желаю я особенно и об одном прошу Господа Бога, чтобы среди нас была любовь друг ко другу, ибо где любовь, там радость, где любовь, там не страшно горе и страдания». Образ жизни и мыслей новомучеников ярко свидетельствует современным людям, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Сегодня наше государство и Церковь переживают непростое время. Негатив, с которым мы сталкиваемся, возникает не на пустом месте. Огромные информационные потоки, как и сто лет назад тиражируют отрицательные явления и ошибки, создавая негативный образ окружающей действительности. Что этому можно противопоставить? Только нашу объективную историю, подвиг наших героев, новомучеников и исповедников.

Пример новомучеников – это то, что сегодня должна знать наша молодежь; это тот фон, на котором мы должны говорить о наших нынешних надеждах, мечтах, пастырской миссии.

При канонизации Императора Николая II Русская Православная Церковь отметила, что в его жизни было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – годы правления и время пребывания в заключении. В первом периоде Церковь не нашла достаточных оснований для канонизации. Однако во втором периоде, который длился 17 месяцев и был связан с тяжелыми душевными, физическими страданиями и смертью, Церковь видит в лице Императора Николая II и его семьи людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

Можно по разному, в том числе и критически, оценивать деятельность Николая II как императора, но, будучи отцом пятерых детей, невозможно представить себе, как он мог сохранять такое твердое и одновременно незлобивое состояние души, находясь в заключении, когда стало ясно, что все они погибнут. Его поведение в этот момент, эта сторона его личности вызывает глубочайшее почитание.

Именно поэтому Император Николай II и члены его семьи были прославлены как страстотерпцы. Основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Царем с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива.