Подписка на новости:

«Даниловцы»: Заметки волонтеров группы, посещающей НИИ нейрохирургии им. Бурденко

«Даниловцы»: Заметки волонтеров группы, посещающей НИИ нейрохирургии им. Бурденко 12 февраля 2013

Добровольческое движение «Даниловцы» Патриаршего центра с сентября 2008 г. непрерывно ведет волонтёрскую деятельность. Все сферы деятельности движения - социальные. К 2013 году стабильно действуют 13 волонтерских групп:
Группа в ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачёва
Группа в НИИ нейрохирургии им.Бурденко
Группа "Дорога к Дому"
Группа в Российской детской клинической больнице
Группа в Детской психиатрической больнице №6
Группа в Детско-подростковом отделении наркологического диспансера №7
Группа в Детском доме "Пансион семейного воспитания "Одинцово"
Группа переписки с людьми, нуждающимися в поддержке и духовном общении
Группа благотворительных акций и мероприятий
Группа адресной помощи "Надежные руки"
Группа помощи бездомным
Группа Интернет-грамотность детям
Помощь Можайской воспитательной колонии
ЧТО И ГДЕ МЫ ДЕЛАЕМ

Волонтеры и координаторы групп пишут свои истории о встречах с подопечными. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.

Из волонтерской жизни группы НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.

9 января 2013 г. «Наташино хозяйство»
Автор - волонтер Жанна Суркова

После праздников в Бурденко так тихо. Остались только несколько детей, поэтому нас троих как раз хватило, чтобы быть с каждым всем своим вниманием. В игровой нас встретила Наташа: грустная и молчаливая стояла у игрушечной кухни и мыла игрушечную посуду.
- Как тебя зовут? Может, Маша? Аня? Оля?
Серьёзно смотрит на меня и молчит - не говорит почти после операции.
- Ну тогда, наверное, Еликонида?
Улыбается! Благословенное это имя всегда спасает меня в трудные моменты. Продолжаю:
- Гюльчатай?
Снова улыбается.
- Ты уже посуду домыла? Давай тогда начнём готовить.
А дальше мы готовили мороженное из пластилиновых сливок и малины и раздавали каждому по ложечке такого аппетитного и натурального вида, что хотелось правда её проглотить.
- Будем ещё что-нибудь готовить? Ты что любишь?
И тихо-тихо, слабым шепотом Наташа говорит:
- Торт!
И снова прелестная улыбка. Дальше мы месили пластилиновое тесто, украшали сливками и пластилиновой черникой, резали торт на 12 кусочков и угощали всех-всех в игровой. А когда мы перешли к итальянской пасте с соусом болонезе, Наташа вдруг завздыхала и опала спиной на стул. Мы тихонечко дошли до палаты (такие хрупкие руки у неё), и Наташа наконец устроилась под одеялом - отдохнуть от своих кулинарных трудов. А глаза у неё были уже совсем другие.

16 января 2013 г. «Трепетные девушки, радуга и кидание шариками»
Автор - координатор группы в НИИ им. Бурденко Алексей Бородкин

Волонтерского народу было, прямо скажем, немного, но все мы были в тельняшках: пришли наши незаменимые Маргарита, Жанна, ну, и ваш покорный слуга, который носился по двум отделениям, возникая то тут, то там по мере надобности. А надобность была могучая: в первом отделении детей было много, причем бОльшую их часть составляли трепетные девушки, которые под руководством Жанны засели за пастель и рисовали всякое-разное, что положено рисовать трепетным девушкам: кроликов, воздушные шары и прочие пейзажи. Сильный пол в этом отделении был представлен одним молодым человеком лет восьми, который сперва лепил из пластилина хамелеона, а потом подпал под общую трепетную волну и нарисовал пастелью интересную картину: большой город с дорогой и радугой, причем радуга располагалась снизу на земле, а дорога, как бы уходила в небо. Словом, в первом отделении у нас правили художественные искусства.
Во втором отделении царила Маргарита, которая управляла небольшим, но энергичным мужским коллективом (за вычетом пары малышей, с которыми занимались их матери), состоявшим из мальчика Вани, который уже не первое посещение задает всем жару, и еще одного молодого человека. Молодой человек вел себя более смирно и только покатывался со смеху, наблюдая за Ваней. Ваня - удивительный и очень эмоциональный ребенок, который радуется каждому рисунку и каждому слепленному слону так, что невозможно не улыбнуться. При этом, конечно, за ним требовался глаз да глаз, коль скоро Ваня постоянно покушался на волонтерский шкафчик, а в конце занятия затеял перебрасывание воздушными шарами.

21 января 2013 г. «Черныш»
Автор - волонтер Жанна Суркова

Звать в игровую мы идём по палатам вместе с Чернышом. Тёплой мохнатой перчаткой он надет у меня на руке. В послеоперационной кто-то спит, кто-то смотрит мультфильмы, чья-то мама в стороне совершает вечерний намаз - здесь всё рядом, все мирно сосуществует, потому что людям не до разделений, когда болеют их дети. Вот Настя, моя знакомая. Она рвётся к нам в игровую, а ходить ещё нельзя, и после уговоров милостиво соглашается порисовать в постели. Несём ей травянисто-зелёный картон и мелки.
Следующие несколько палат по обыкновению заняты мамами с младенцами, в них полумрак и тишина. В шестой Максим - только из реанимации, под капельницей:
- Черныш, сделай мне что-нибудь хорошее!
Черныш заползает на одеяло, к максимовой руке и трётся о неё лбом, ушами, спиной. Максим улыбается, начинает по заведенному у нас ритуалу мяукать. Черныш навостряет уши и осведомляется, нет ли в палате кошек. Тогда Максим принимается квакать, а Черныш ищет лягушек - всё это согласно заведенному однажды обычаю. А потом приходит доктор, у Максима плохо держится катетор, непонятная сыпь на животе, родители беспокоятся, а Черныш совершенно теряется и ретируется до лучших времён.
В коридоре нас встречает маленькая Мадина - вот кто ждёт Черныша больше всех! Месяц назад она уже оперировалась здесь, но небольшая опухоль ещё осталась. Она хохочет, хватает его за уши, за нос, за лапы, упоённо повторяя:
- Ушки! Глазки! Лапки!
Когда я дохожу до игровой, за столом уже заняты все места. Меня тут же берёт в оборот деловитый пятилетний Антон, и вот я уже послушно леплю пластилиновые фрукты, а Антон учит нас с десятилетним Магомедом готовить фруктовый салат, борщ и солянку - Антон знает толк в еде. Пять дней назад я застала его только после операции, но уже очень бодрого и страшно голодного. А сегодня он встретил нас уже в коридоре словами:
- Когда приходят волонтёры - я всегда в полном порядке!
Рядом тихо говорили о чём-то серьезном Наташа с повзрослевшим за год Алёшей. Маленькая Даша рисовала маме открытку:
- Мама, это тебе на следующий Новый год.
Неожиданно приходит Рома и принимается усердно чистить пластилиновую картошку, а кусочки пластилина летят на стены, на пол - я улыбаюсь и думаю: "Хорошо, что убираться только через полчаса" и продолжаю лепить ежевику для антошкиного салата. Рома чудесно рисует, но сейчас он устал. У него удивительная улыбка - какая бывает только у слабослышащих людей, когда они, не понимая того, что ты говоришь, смотрят на твои усилия с теплом и благодарностью.
А в восемь, после уборки и двиганья столов мы, как всегда уходим, и Антошка провожает нас до выхода:
-А завтра вы будете? А в среду?
Черныш отправляется в шкаф на свою полку - до среды.

21 января 2013 г. «Жаркий понедельник в Бурденко»
Автор - координатор группы Бурденко Алексей Бородкин

Без всякого преувеличения, прошлое посещение стало самым жарким за весь мой опыт ходьбы в Бурденко - детей было очень много, причем в обоих отделениях сразу - в одном только втором отделении, обычно малолюдном, было что-то около десятка ребятишек, и нам даже не хватало стульев. С другой стороны, были и волонтеры - в сумме нас было шестеро, по три на каждое отделение. Спасибо вам, Жанна, Наташа, Андрей, Оля и Ксюша! Ваша помощь была неоценимой.
И в первом, и во втором отделении дети были как на подбор - каждый требовал внимания и деятельного участия. Про первое отделение можно почитать у Жанны «Черныш», а я тут расскажу про второе отделение. Если коротко, то мы Лепили. Именно Лепили, с большой буквы Л, и у нас был день монстров. Из-под рук двух парней, Димы и Данилы, вышла целая толпа динозавров - от кошмарно выглядящего водного ихтиозавра (от одного вида которого мне захотелось оказаться где-нибудь подальше - скажем, в Марокко, где спокойно и растут мандарины) до зубастого тираннозавра, который, правда, со спины смотрелся вполне даже мирно. Как он смотрелся с лица - говорить не буду, потому что он был настолько ужасен, что одно его описание заставит вас тоже захотеть свалить в Марокко, а вы нам тут очень нужны.
Еще был Ваня - парень из моего прошлого рассказа. Операция прошла успешно, но он был тих и слаб, хотя к финалу посещения разыгрался. Его мама тоже слепила монстра - какую-то невыразимую помесь спрута с фикусом.
Еще была девочка Елена лет четырех от роду. Она мне живо напомнила нашу звезду июля-2012 - девочку Лилю по прозвищу Ваше Величество, которая в свои четыре года никому не давала спуску своими шутками-прибаутками и изящными словесными оборотами, самым любимым из которых был оборот "Понял?", который она помещала в конец едва ли не каждого предложения.
Девочка Елена могла бы стать ей родной сестрой. Ей где-то лет 5, и наше с ней знакомство началось с того, что она мне заявила, что ее следует называть не Еленой, а Софией, потому что это имя ей больше нравится. Далее наше с ней общение прерывалось каждые 5 минут, потому что ей звонил по воображаемому телефону воображаемый друг Егор, который вез ей большой заказ - партию сосулек, конфеты и пирожные, но постоянно задерживался, и Елене-Софии приходилось его строго одергивать и после общения по телефону драматически закатывать глаза, поражаясь его глупости и некомпетентности. Характер Елены-Софии проявился и в творчестве - мы с ней нарисовали небо с двумя солнцами (синим и красным), одной Луной (зеленой) и разноцветными звездами. Еще одной чертой, связывающей Елену-Софию и Лилю, было ее олимпийское спокойствие - так, тираннозавр, которого я описал парой абзацев выше, был признан Еленой-Софией не страшным, а очень даже милым, и в страхе ему было отказано.
Андрей в углу играл с детьми в настольные игры, а Ксюша лепила и рисовала. Особенно мне запал в душу снеговик на электровенике - это было бесподобно!
Кульминацией вечера стало великое побоище слепленных монстров, затеянное Димой и Данилой. После небольших технических улучшений в небе сошлись: Тираннозавр на роликах, Ихтиозавр на ракетном двигателе с пулеметами, Помесь спрута с фикусом в бомбардировочном варианте, усиленная зелеными колобками-десантниками.
В итоге победила... нет, не дружба, а тираннозавр на роликах, который очень удачно заснул под кустом и всех перехитрил. Такая вот у нас получилась канитель.

4 февраля 2013 г. «Наташа, Аня, Ира и мыло»
Автор - волонтер Жанна Суркова

Чуть меньше месяца назад я писала о Наташе. Они с бабушкой снова лежат в Бурденко - что-то там не получилось на операции. Увидела её печальные глаза с небывало длинными ресницами, стриженную ёжиком голову и сразу вспомнила, как мы самозабвенно хозяйствовали на игрушечной кухне, всех угощали, а потом я вела усталую Наташу за ручку до палаты и укладывала. Наташа тоже вспомнила и заплакала от горя. Потому что ноги у неё с тех пор совершенно отнялись, и постепенно отнимаются руки, а ещё болит всё тело, и из-за тошноты совсем невозможно есть. Что можно сказать плачущему, кричащему просто от боли и горя ребёнку? Больничный священник сказал сегодня: "Буду за тебя молиться". Я тоже лепетала какую-то бессмыслицу про то, что она обязательно поправится. Но что тут скажешь?
В Бурденко всё рядом, всё одновременно, как в обычной жизни - только ещё концентрированней. И от Наташи я пошла в игровую, варить мыло. Варили, как водится, в необыкновенной весёлой суете: обжигаясь, разливали расплавленную мыльную основу по детским стаканчикам, откусывали зубами крышки красителей, проливали на пол цветное мыло и смешивали разные ароматизаторы в невообразимо пахучие смеси. Вот несколько кадров, которые мы успели снять уже после (потому что во время не успеваешь даже почесаться):
И так согласно всё это было. Удивительно: волонтёры-то совсем новые. Одна второй раз в Бурденко, другая - первый. Когда вот так приходят новые люди - это большая радость. Думала об этом, ползая с Аней и Ирой по полу и отдирая засохшие капли мыла.
Перед уходом снова к Наташе, с мыльным апельсиновым медведем. Она посмотрела на него и заплакала, а я испугалась. Но может, этого не надо бояться?

6 февраля 2013 г. «Бессловесный»
Автор - волонтер Жанна Суркова

Черныш умеет то, чего не умею я.
Придя в Бурденко в 19.15, за 45 минут до закрытия, можно взять его из шкафчика, надеть на руку и пойти в отделение, которое осталось в этот день без волонтёров. За это время он успевает обойти все палаты и побыть с каждым ребёнком. С кем-то пошутить и подурачиться - он не боится быть смешным, с кем-то поговорить о кошках и сосисках (излюбленные темы), с кем-то - о химиотерапии, с кем-то - о доме и родителях. Но самая удивительная его способность - это трепетное, бессловесное общение. Ведь оно нужно не только тем, кто не видит, плохо слышит или не говорит, у кого не слушаются руки. Кажется, нам всем оно нужно. И Черныш лучше всех умеет быть рядом без слов. Он умеет ластиться, лаять и скулить, прятать мордочку в передние лапки и чесаться задними. Он умеет просто тихо сидеть рядом и ждать, когда его погладят.
Черныша любят мамы, которым он отпускает шуточки о свой собачьей больничной жизни, младенцы, которые хватают его за уши, взрослые дети, с которыми он беседует о жизни, доктора и медсёстры. Однажды ребёнок, который почти перестал говорить, наклонился к нему и прошептал: "Аф". А вчера со второй попытки ему удалось развеселить даже Наташу: он принялся её обнюхивать, чтоб определить, не кошка ли она. Наташа гладила его слабой ручкой и еле заметно улыбалась.
Я знаю, что не смогла бы так сама. И когда дети жмут мне на прощание палец - они жмут его через мохнатую лапку Черныша.

11 февраля 2013 г. «Зимние сказки»
Автор - волонтер группы Бурденко Анна Хлёсткина

Люза приехала издалека. Она сказала, что зиму любит больше, чем весну. И я подумала, что это единственно возможно – любить то, что есть сейчас, здесь. Мы хотели сделать вместе один рисунок и договорились начать с зимних домов. Я стала рисовать квадрат дома, что виден из окна. Гляжу, а на другой стороне листа у Люзы - деревянный сруб. Она рассказала, что живет в деревне и что их собака приносит домой зайцев из леса. А потом она нарисовала белое ночное небо.
С другой стороны Игорь командовал, кого лепить и как, он хотел соорудить всем побольше зубов, но сам робел что-то делать. Игорь сказал, что никогда ещё у него не было поросенка и мы ему слепили поросенка. Теперь он у него есть, хоть в палату не всем разрешают забирать пластилиновых друзей. Но он был с нами здесь и сейчас – этот поросенок. И, значит, он теперь есть у Игоря раз и навсегда.