Подписка на новости:

"Благовест-Инфо". Архиепископ Белгородский Иоанн призывает православную молодежь к участию в миссионерской деятельности

18 Февраля 2011

АИИ "Благовест-Инфо" опубликовало статью о прошедших 17 февраля V Сретенских встречах, организатором которых выступил Патриарший центр духовного развития детей и молодежи.

Архиепископ Белгородский Иоанн призывает православную молодежь к участию в миссионерской деятельности.

Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн призвал православную молодежь к активному участию в миссионерской и катехизаторской работе. «Миряне должны быть «солью земли». Если ты уже познал основы православия, надо поделиться с человеком, чтобы мы имели традицию апостольства мирян, как мыслилась она в древней Церкви», – обратился он к юной аудитории Сретенских чтений, которые состоялись 17 февраля по инициативе Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ) и были посвящены теме «Миссионерская школа сегодня».

Архиепископ напомнил, что главной мыслью состоявшегося в ноябре 2010 г. Миссионерского съезда РПЦ стала «народная катехизация», означающая активное участие мирян в деле духовного возрождения. На Сретенских чтениях он разъяснил молодежи, как именно может быть реализована эта идея на приходском уровне.

Так, необходимо актуализировать понятие «миссионерское поручение», которое включает в себя создание катехизаторских групп по возрастным группам, просветительские беседы с сотрудниками храма и, в немалой степени, усвоение «миссионерской приветливости». Как пояснил с улыбкой гость Сретенских чтений священник Александр Абрамов, «если в храме за ящиком не нахамят, если все терпеливо объяснят зашедшему - это уже колоссальный миссионерский подвиг».

Далее архиепископ Иоанн говорил о таких формах мирянской активности, как участие в миссионерских экспедициях, помощь в «мониторинге раскольничьих, сектантских групп», социальная деятельность, которая имеет самый очевидный миссионерский эффект. Он также уделил особое внимание необходимости  обучения мирян «искусству вести диспут, защищать свою веру», искать «способы передачи другим людям своей веры».

Глава Миссионерского отдела подчеркнул, что он имеет в виду не просто передачу информации о вере. «Задача миссионера – пробудить в человеке желание познать Христа», – сказал он, добавив, что это невозможно, «если сам не горишь верою».

Участники Сретенских чтений, которые уже имеют опыт миссионерской работы, задали архиепископу ряд конкретных вопросов об особенностях миссии в молодежной среде. Например, их интересовало, где границы допустимого в православной миссии, какие формы можно использовать? «Главный критерий – когда не уничижаешь Слово Божие», – ответил архиепископ и привел свой излюбленный пример: свт. Иннокентий, проповедуя алеутам, заменил в молитве Господней «хлеб», которого они никогда не видели, на «рыбу». «Он поступил правильно, не унизил ни саму молитву, ни Священное Писание», – пояснил выступавший.

Миссионерское творчество – это «антитеза унылости», добавил заместитель председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации о.Александр Абрамов. «Любая миссия будет успешной, если ты целиком встраиваешься в боль и страдание другого человека». Но о подлинной миссии говорить не приходится, если «исполняешь внешнее послушание, поставив галочку на полях души».

Со своей стороны, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, игумен Филипп (Рябых) обратился к примеру апостола Павла, проповедовавшего в афинском ареопаге. По словам о.Филиппа, миссионерские методы апостола абсолютно актуальны сейчас. Важным критерием успешности миссии для него является следующее: привела ли миссия человека к полноте веры - участию в Евхаристии или в некое «околоцерковное» пространство, когда «человек готов бороться за православие, но на литургии бывает раз в году».

Отвечая на вопрос о возможности использования миссионерского опыта инославных, архиепископ Иоанн отметил, что такое заимствование опыта является «нормальным». «Мы пытались некоторые программы адаптировать: какие-то пошли, какие-то нет. Это нормально. Самое важное – когда человек проповедует с любовью. Почему не взять на вооружение то, что накоплено у инославных? Например, мы восхищаемся в музее картиной. Но мы восхищаемся именно красотой, а не конфессиональной принадлежностью автора, мы не спрашиваем, протестант он или католик», – привел он пример. Архиерей сообщил, что во второе издание учебника по миссиологии, который подготовлен в Белгородской духовной семинарии, будет включен специальный раздел о методах инославной миссии. «Это очень полезно для всех нас», – заключил глава Миссионерского отдела.

Игумен Филипп добавил, что Католическая Церковь сегодня пришла к необходимости «заново вести миссионерскую работу» в секулярном мире, а это  говорит о том, что «не весь западный опыт успешен». Однако «удачный опыт» (он подробно рассказал юным слушателям об экуменической общине Тэзе во Франции) надо изучать и «в чем-то применять на нашей почве», сказал зампред ОВЦС.

В Сретенских встречах с молодежью традиционно принял участие также наместник  Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов).
Вел встречу руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов).
Автор: Юлия Зайцева

Ссылка на оригинал статьи