Подписка на новости:

Игумен Иоасаф (Полуянов)-Слово на Рождество Христово

Игумен Иоасаф (Полуянов)-Слово на Рождество Христово 10 января 2019

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Праздник Рождества Христова сегодня стал поистине всенародным праздником. Уже за месяц до Рождества улицы нашего города преображаются, украшаются особыми инсталляциями, иллюминацией, поздравительными растяжками и плакатами. Неповторимая сказочная атмосфера ожидания ощущается везде. Кажется, порой, что люди в эти дни становятся как-то добрее и мягче, более открытыми друг другу. И все это, наверное, так… Но за всей этой радостной атмосферой, праздничной суетой, к сожалению, часто забывается подлинная суть этого величайшего события. В чём же она?

Давайте ближе подойдем к иконе, лежащей в центре храма на аналое, и просвещенным взором глянем на изображенное на ней, и попытаемся понять, попытаемся осознать, через образы, предложенные нам, что значит для нас этот праздник. Икона – это окно в духовный мир. Не картина, фотографически изображающая некое событие нашей жизни, а подлинное богословие в красках, раскрывающее не только земную суть, но и глубинный духовный смысл написанного на ней.

Что же видим мы? Пещеру, в центре которой ложе. На этом ложе молодая женщина – Пречистая Дева Мария и Младенец-Христос в ясельках. Ниже у самого ложа ослик, вол и овечки. Выше Ангельские Силы, возвещающие миру о рождении Христа и воспевающие: «Слава в вышних Богу…». На самом нижнем плане погруженный в раздумья праведный Иосиф, искушаемый дьяволом. Так много планов и так много смыслов… Давайте попробуем разобраться, что хочет рассказать нам Церковь этими изображениями.

Почти за год до рождения Христа, как говорит нам Предание, в галилейском городе Назарете, где жили Иосиф и Мария, совершилось событие, ставшее началом чуда, свидетелями которого являемся мы сегодня. Архангел Гаврил, явившись молодой девушке, принес ей благовестие от Бога, сказав, что от нее родится Мессия-Христос. «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1,38), – ответила Мария Архангелу. В этом простом смиренном ответе кроется глубокий смысл совершившегося чуда. Как говорят святые отцы, именно в этот момент произошло обещанное вестником: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1,35). С любовью и доверием Мария открывает свое сердце для служения Богу и тем самым соглашается принять великое и страшное предназначение – стать Вместилищем Невместимого. И пускай на иконе Рождества нет изображения Благовещения, но не сказать об этом событии, значит не до конца понять смысл праздника.

Почувствовав, что беременна, Мария открылась своему хранителю Иосифу. Проживший чистую и достойную жизнь, этот седовласый старец был олицетворением всей праведности Ветхого Завета. Как же возмущенно забилось его сердце, какие гневные мысли пронеслись через его разум… Как будто кто-то нашептывал ему: «Обман, нечистота, грех…». По закону он должен был рассказать всё первосвященникам и тем самым осудить свою юную жену на смерть.

И вот здесь вновь совершается чудо. Идеальный человек Ветхого Завета, не будучи христианином, в борьбе с сильнейшим человеческим искушением - со своей праведностью, поступает как христианин. Евангелие указывает нам на то, что еще до того, как ему явился Ангел, великий ветхозаветный праведник решил нарушить Ветхий Завет во имя Завета Нового, нарушить закон во имя любви. Доверяя своему сердцу, он сначала хочет отпустить юную девушку – покрыть её мнимый грех – но потом принимает её и как награду получает откровение. Откровение, которое стало результатом подвига веры.

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27), – скажет через годы Христос. Однако сейчас это настоящий подвиг веры, подвиг доверия Богу человека, не познавшего еще Христа, но поступившего по Его христианскому закону. Как напоминание о подвиге праведного Иосифа мы видим на иконе его изображение, а рядом с ним некоего старца, нашептывающего что-то ему на ухо – аллегорию дьявола, ведь дьявол так и переводится – «клеветник».

Еще один образ открывает нам икона Рождества. Мы видим пещеру и ложе, на котором возлежит Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем. За эти два с лишним тысячелетия в нашем сознании рождественская пещера и ясли стали чем-то умилительным, добрым и светлым. Но разве так было на самом деле? Давайте представим себе обычную пещеру где-нибудь в теплых краях, ну в Крыму, к примеру. Ночь. Сырость. Грязь. Какие-то странные звуки и шорохи вокруг, с потолка капает вода, сороконожки и пауки на стенах и на полу. А если еще в эту пещеру загнать парочку коров и десяток овец, думаю, идиллическая картина сразу пропадает.

Давайте представим, что это еще зима, пусть и палестинская, не наша Сибирская, и все же холод в Вифлееме был сильный, так всегда в тех краях: днем жарко, а ночью температура могла опускаться ниже ноля. Как мы помним из Предания, тогда кесарем Августом была объявлена перепись, и толпы людей собрались в городе царя Давида, чтобы исполнить волю императора. Много гостиниц и домов обошло Святое Семейство, но никто не захотел уступить свою теплую постель и принять бедную беременную девушку и её спутника. И вот здесь в мокрой и грязной пещере, прямо на полу, в окружении домашнего скота приходит в мир Младенец-Христос. Бог – Творец неба и земли, Всесильный и Всемогущий рождается как раб, и колыбелькой Его становится кормушка для скота, в которой вместо пелёночки лежала жесткая, сухая, прошлогодняя солома.

Не узнал человеческий мир дня пришествия своего Спасителя; люди мирно спали, кто-то может решал свои суетные проблемы, покупал или продавал, кто-то в это время обманывал, грабил или даже убивал… Но ничто не остановило Божию Правду, Божие Милосердие и Божию Любовь… Почему? Да потому что были рядом со Христом те, кто готовы были пожертвовать собой ради Него; те, которые ради него готовы были превозмочь закон; та, которая понимала, что рожденное Ей Чадо Она должна будет принести в жертву за грехи всего мира.

Но были еще и те, кто шесть с половиной тысяч лет назад жили до Христа, те, кто только слышали об обетовании о спасении; те, кто из поколения в поколении хранили эту истину и передавали ее из уст в уста, как самое дорогое сокровище всей своей жизни. Бог спасает человека не без человека.

Праздник Рождества Христова напоминает нам об одной из величайших тайн христианства: сначала люди спасли в этом мире Бога, а потом Бог спас этот мир. И вот в этом замечательном соработничестве Бога и человека заключается смысл спасения.

Пусть же сегодняшний праздник побудит нас быть соработниками Бога, и пусть память о Младенце-Христе сделает нас в отношении Христа хоть немножко похожими на столь самозабвенно преданных Ему Его земных родителей. И тогда радость Рождества Христова, радость тех, кто радовался с Ним: и пастухов, и волхвов, и, конечно, Святого Семейства, – станет подлинной нашей радостью.