Подписка на новости:

Камерный хор Патриаршего центра: Великопостный концерт в храме преподобного Пимена Великого

Камерный хор Патриаршего центра: Великопостный концерт в храме преподобного Пимена Великого 22 апреля 2019

21 апреля 2019 года, в праздник Вербного воскресенья, в московском храме преподобного Пимена Великого состоялся Великопостный концерт. Новую программу духовной музыки подготовил Камерный хор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре под управлением Никиты Сергеева.

Рассказывает Никита Сергеев:

«Многочисленные прихожане и гости храма услышали произведения М. Ипполитова-Иванова, П. Чеснокова, диакона Сергия Трубачева. Большая часть концерта была отдана композитору священномученику протоиерею Георгию Извекову: прозвучали песнопения Страстной Седмицы, Всенощного бдения и Литургии.

Отец Георгий приходился родственником Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову), который в 20-е годы XX века был в храме преподобного Пимена Великого регентом хора. Некоторые сочинения исполнены впервые.

Благодарим за помощь в подготовке концерта музыковеда, Марину Павловну Рахманову - исследователя творчества отца Георгия.

Вместе с Камерным хором в концерте участвовала детская хоровая студия "Воскресение" при храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе, под управлением Анастасии Вершининой. А солировал Александр Дедух - хормейстер младшей группы Молодежного хора.

По завершении концерта, всем присутствующим было исполнено Многолетие».

Фотоальбом

Биография протоиерея Георгия Извекова

Протоиерей Георгий Извеков – единственный канонизированный новомученик среди авторов духовной музыки. Но до сих пор не существует сколько-нибудь полного собрания этого автора, никакого исследования его достаточно обильного и многостороннего творчества. Не существует никакого личного архива Извекова, ни дореволюционного, ни послереволюционного.

Между тем Извекова среди духовных композиторов, работавших в России в 1920-е и 1930-е годы, можно – по художественному качеству сделанного им – поставить рядом только с легендарным дирижёром Большого театра Николаем Семеновичем Головановым. Так же, как и Голованов, он не просто воспринял заветы мастеров Нового направления в духовной музыке, но и оригинально развивал их в советскую эпоху.

Два слова о его биографии.

Композитор родился в 1874 году в Калуге, в семье священника, окончил Калужскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. Служил псаломщиком в посольских церквах в Праге, Гааге, в различных городах Германии. Именно в это время он получил прекрасное музыкальное образование – вольнослушателем в Пражской консерватории. В 1906 году рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны служил священником в санитарном поезде, затем в госпитале. После Октябрьской революции 1917 года переехал в Москву.

С 1921 по 1926 служил в храме Донской иконы Божией Матери на ст. Перловская под Москвой, был возведен в сан протоиерея. Арестован 14 апреля 1931, заключен в Бутырскую тюрьму. Во время допроса сказал, что ожидал и даже хотел ареста, поскольку неудобно не испытывать лишений, когда другие страдают за веру. За организацию нелегальных братств и сестричеств и помощь ссыльному духовенству приговорен 30 апреля 1931 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки, которую отбывал в Северном крае – Котласе, Великом Устюге и Сыктывкаре.

После отбытия срока вернулся на ст. Перловская. Занимался сочинением и обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и других епархий, зарабатывал переписыванием нот.
2 ноября 1937 года арестован и помещен в Таганскую тюрьму Москвы. На следствии отрицал предъявленные обвинения в «распространении вымышленных контрреволюционных слухов». Заявил, что говорил о существующем в СССР притеснении верующих, о закрытии церквей и об арестах священников. 23 ноября 1937 г. по обвинению в «контрреволюционной фашистской агитации» приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской области к высшей мере наказания. Канонизирован в лике святых постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004.

В течение последних лет предпринимаются попытки собрать рассеянное по храмовым или частным коллекциям наследие отца Георгия советского периода. Целью ставится издание полного собрания сочинений Извекова, дореволюционного и послереволюционного. Собрание это велико по объему, уже сейчас оно насчитывает более полутора сотен композиций, и очень интересно по содержанию.

Совершенно особое место в этом собрании занимают четыре песнопения Великой Пятницы, датированные 1937 годом; три из них прозвучат сегодня. Не говоря уже о том, что эта Великая Пятница оказалась последней в жизни Извекова (а это он, судя по всему, предчувствовал), ясно, что перед нами – фрагменты большого певческого цикла Великой Пятницы.
Несомненно, это – прекрасные произведения, в которых сказалось все мастерство автора. Его сочинения содержат целую энциклопедию совершенно современных приемов трактовки традиционных распевов, выявляющих, а не затемняющих их структуру, их ладовость, их унисонную природу.

В последние годы произошло открытие прекрасной духовной музыки Николая Семеновича Голованова, писавшего ее «в стол» на протяжении всей своей жизни. Ныне духовные произведения Голованова входят в репертуар многих русских хоров. Думается, что нам еще предстоит открытие творчества отца Георгия Извекова, и оно будет не менее прекрасным.