Подписка на новости:

«Некоторые аспекты подготовки православной молодежи к браку» - доклад Ю.С.Белановского на секции «Практические вопросы катехизации» Рождественских чтений

«Некоторые аспекты подготовки православной молодежи к браку» - доклад Ю.С.Белановского на секции «Практические вопросы катехизации» Рождественских чтений 25 января 2012

24 января в XX Международных Рождественских образовательных чтениях по направлению «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» в секции «Практические вопросы катехизации» приняли участие и выступили с докладами сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Белановский Ю.С. («Некоторые аспекты подготовки православной молодежи к браку») и Боженов А.В. («Православный курс интернет-катехизации»). Сотрудник Центра Рогунов С.В. выступил с докладом «Подготовка катехизаторов в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи» на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов».

Предлагаем познакомиться с текстом доклада Юрия Сергеевича Белановского

«Некоторые аспекты подготовки православной молодежи к браку»

Прежде чем предложить краткое практическое описание нашего опыта по организации курсов для молодых людей, желающих создать семью, я поделюсь некоторым общим пониманием темы, поскольку именно из нижепреведенного понимания и родился не только список тем, но и их наполнение и способ организации курсов.

О какой подготовке идет речь?
Когда речь заходит о катехизации, то, как правило, подразумеваются две темы. Подготовка к крещению и подготовка к началу христианской жизни. Первая - достаточно формальна и предполагает вполне ясный список и объем вопросов. Вторую лучше было бы назвать педагогикой веры, ибо она - длительный воспитательный и учебный процесс. Схожий подход можно применить и к желающим создать семью. Возможна вполне формализованная подготовка к Таинству Венчания и возможна достаточно длительная и гораздо более многоплановая подготовка к семейной жизни.
Но, когда мы говорим о семье, то не можем ограничиться краткой формальной подготовкой. Дело в том, что вхождение в христианскую жизнь даже после крещения возможно неспешно, поэтапно, а то и вяло. Вхождение же в жизнь семейную происходит сразу после Венчания: мужчина и женщина - теперь уже муж и жена начинают жить вместе, достаточно быстро у них появляются дети. И если в случае общей катехизации вполне возможно отсутствие ясно оформленного обучения, то при подготовке желающих создать семью необходимо гораздо более конкретно и предметно подходить к теме, ибо у молодоженов очень быстро появятся практические вопросы непосредственно влияющие на их совместную жизнь и на воспитание детей.
Итак, при подготовке молодежи к вступлению в христианский брак совсем недостаточно ограничиться кратким изложением православного учения о браке и комментариями к чинопоследованию Венчания. Необходимо к подготовке подходить всерьез и говорить в том числе на актуальные для самой молодежи темы.

1. Актуальные для молодежи темы
Несколько лет назад на учебном занятии для будущих приходских работников (организованном при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи) перед учащимися был поставлен вопрос, что же мешает молодежи создать семью. Ответы были достаточно предсказуемы: эгоизм, инфантильность, зависимость от стереотипов, навеянных СМИ, боязнь ошибиться с выбором супруга, боязнь материальных трудностей, непонимание противоположного пола и т.д. Оказывается, православную молодежь интересуют, - и заметим, прежде всего, интересуют, - те же темы, что и светскую. И, пожалуй, одна из актуальнейших - как создать правильную православную семью? То есть такую семью, чтоб не распалась, чтоб жить без конфликтов, чтоб детки были здоровы, послушны и выросли успешными.
Итак, верующие люди, оценивая свою будущую семейную жизнь, во многом исходят из вполне известных, общих для всех трудностей, не связанных с религиозностью! Это очень важно понимать при организации молодежной работы на церковных приходах. По моему убеждению, как бы кто не хотел, на данный момент нет другой возможности готовить молодежь к браку, как честно и открыто вступать с ней в диалог, доверяя их пониманию проблем, как бы они не казались мелки и бездуховны.

2. Адекватное понимание современности: семья лишилась опоры
Трудно, почти невозможно организовать подготовку к семейной жизни вне контекста адекватного понимания современности. Да, еще сто лет назад, как впрочем, и тысячу положение женщины было во многом детерминировано культурными, этническими и сословными традициями. Женщина могла воспринимать свой брак и постоянное деторождение только как неизбежную данность, причем большей частью никак не связанную со свободным выбором. Ситуация начала меняться лишь в прошлом веке. Благодаря развитию «идей свободомыслия» и способов и форм контрацепции женщины получили в обществе совершенно новый статус. Для них со временем были созданы рабочие места, и женский труд навсегда вошел в производственную жизнь. Бессмысленно оценивать происшедшее. Не важно, хорошо это или плохо. Важно, что во второй половине прошлого века «слабый пол» стал социально независимым и самостоятельным, обрел права и возможности равные с «сильным полом».
Урбанизация, советское индустриальное прошлое, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что в России (да и в других развитых странах) былые традиции семейной жизни утрачены навсегда. Брак перестал быть неизбежностью с явно подчиненной ролью женщины-матери, он стал свободным выбором, стал союзом мужчины и женщины ради любви. Один из самых важных выводов, который можно сделать состоит в том, что ныне семейный союз может жить и держаться только на внутреннем ресурсе супругов — на любви и доверии друг другу. Семейная жизнь лишилась социальных, сословных, культурных подпорок и стала очень уязвимой, она стала большим трудом, а для России часто и подвигом. Сказанное, естественно, относится и к жизни православных христиан и не может не влиять на создание и жизнь православных семей в России.
Давно уже стала понятной вся педагогическая несостоятельность и бессмысленность распространения мифических образов и отсылок к светлому прошлому. Наличие умозрительных идеалов и былые традиции фактически никак не могут содействовать современному человеку в построении его семьи, ибо они не могут быть вплетены в его жизнь. Важно признать, что ресурс семьи - сама семья, их близкие и их друзья.

3. О свободе и ответственности
21 век — время технологий. Люди ищут технологичность не только в вполне рациональных задачах (к примеру, в бухгалтерии), но и в межличностных отношениях. Современная культура настолько развила мысль о дозволенной и порой необходимой эксплуатации других, что люди осмелились ставить задачи и требовать ожидаемого решения там, где присутствует принцип личностной неопределенности, принцип свободы воли. Отношение к свободе ныне нивелировалось до отчаянного поиска технологичности и безапелляционного признания «авторитета» или «гаранта» внешнего по отношению к человеку и его семье, «гаранта» не связанного узами личного доверия и желанием быть верным.
Новообращенные молодые христиане, юноши и девушки, доверяющие Православной Церкви часто именно в Православии усматривают «залог» будущей семейной жизни. Насколько я могу судить, у молодежи есть уверенность или хотя бы надежда на "технологичность" построения православной семьи и на наличие «гаранта» правильности этой жизни. «Гарантами» для них являются «тысячелетний опыт» христианства, каноны церкви, творения святых отцов, духовное руководство со стороны священников, уверенность, что Бог все за всех решит. А технология состоит в исполнении "благословений" и "отеческих наставлений".
Для меня очевидно, что попытка отказаться от свободы, через отказ от ответственности взамен на «технологию» или «авторитет» - крайне пагубна. Семья – область ответственности прежде всего самих супругов перед Богом и близкими. При подготовке к браку необходимо помнить, что очень легко и выгодно для катехизатров или даже пастырей вместо личного взрослого осмысления и взятия ответственности, воспитать инфантильность, подчиненность, а то и чувство вины, что приведет к хронической боязни брать ответственность за происходящее, к отказу от творчества, вечному поиску ошибок, упущенному времени.

4. Отношение к наследию прошлого
Невозможно организовать подготовку к семейной жизни, на размытом, ничего не говорящем людям понятийном основании. Ныне, насколько я могу судить, сильно девальвированы понятия "церковь", "предание", "традиция", "святые отцы", "духовность" и пр. Каждый произносящий имеет ввиду что-то свое, каждый слушающий что-то свое. В современной культуре многие церковные слова стали почти что мертвыми, они не рождают внутренний отклик, переживание и благоговение, а порой и становятся манипулятивными, становятся тем "авторитетом" через который катехизаторы и пастыри хотят что-то "продавить", внушить слушающим.
Я думаю, что сегодня как никогда актуальны для семейной катехизации вопросы об иерархии ценностей, о главном и второстепенном в православном наследии прошлого, о значении Евангелия для жизни христианина, Евангелия не размытого комментариями на комментарии, а самого по себе, как Слова Божьего обращенного к уму и сердцу каждого человека.
Есть соблазн, и даже опасность воспринять «тысячелетнюю традицию» жизни прошлых поколений христиан не столько как опыт, данный нам для творческого осмысления, сколько как инструкции и готовые ответы на все вопросы. Конечно, опыт прошлых поколений важен и, обращаясь в прошлое, можно найти много полезных поучений или примеров удивительного отношения между супругами, доброго отношения с детьми. Но все же опыт семейной жизни римских, византийских граждан-христиан, да и жителей древней Руси в своей основе крайне мало применим к современности.
Дело в том, что православное осмысление семейной жизни формировалось большей частью в доиндустриальные, а порой и архаичные эпохи. «Тысячелетняя традиция», как бы это не было грустно, фактически ничего не говорит о семье, где изначально супруги не обусловлены культурными, сословными и иными традициями.
Вопректи распространенному мнению, не являются подспорьем в создании семьи и церковные каноны. Есть иллюзия, что таковые — это предписания о правильной жизни, что они нечто вроде учебника «счастливой семьи». На деле церковное законодательство, а именно его составляют дисциплинарные предписания или каноны, мало касается семейной темы и большей частью регламентирует вопросы разного рода безобразий и правонарушений. Скорее, каноны на семейную тему похожи на статьи семейного кодекса, а не на сборник поучений и советов о счастливой семье.

5. О сексуальном просвещении
Отдельно скажу о сексуальном просвещении. Отмечу известный факт. Современная православная молодежь дезориентирована в вопросах половых отношений, что зачастую является серьезным препятствием при создании семьи и создает трудности на первых этапах семейной жизни. При этом, секс занимает чрезвычайно большое и важное место в современной культуре. Количество молодых людей не умеющих разрешить для себя вопросы половых отношений (или думающих, что они не умеют), растет с каждым годом вне зависимости от их религиозности. Это в равной степени касается и юношей, и девушек.
Со стороны православной общественности в ответ на сложившуюся ситуацию представлено большей частью молчание. И это при том, что опыт католических, протестантских, исламских, и иудейских авторов красноречиво говорит о возможности вполне современного и в то же время религиозного разговора на интимные темы.
На данном этапе тема сексуальных отношений беспокоит православных авторов, прежде всего, в контексте некоторых церковных вопросов. Это не дает возможности разобраться в православном взгляде с должной полнотой. Желающие создать семью должны иметь возможность услышать не только канонические правила и высокие богословские истины, но и рассуждения о простых, обыденных вещах, которые наполняют их жизнь и быт. Понять место интимных отношений в человеческой жизни, понять основные принципы межполовых взаимоотношений, увидеть в любви не только красивую философию о самоотдаче и жертве, но и узнать ее в своих чувствах, переживаниях и опыте, отличить любовь от увлеченности, понять, что семейная жизнь требует поддержки и не развивается сама собой - крайне важная задача. Человеческая любовь между мужчинами и женщинами - это очень важное, основополагающее для семьи сложное явление, выражающееся во всех сферах жизни человека, в том числе в сексуальной.
Очень важной нерешенной с достаточной авторитетностью темой является вопрос о сексуальных отношениях супругов вне мотивации зачатия детей. Эту тему никак нельзя обойти при подготовки молодежи к семейной жизни.
Большое значение для современного православного подхода к теме сексуальных отношений играют разные дисциплинарные и канонические вопросы. Но обилие среди них нерешенных и даже публично не обсуждаемых приводит к негативным последствиям. Не смотря на то, что канонической регламентации сексуальной жизни супругов не существует (эта сфера полностью отдана на усмотрение семьи), своего публичного и авторитетного решения ждут такие темы, как интимные отношения и участие супругов в богослужении и таинствах, форма и мера супружеских постов, необходимость исповедовать и открывать на исповеди интимные подробности и сам факт интимной близости супругов.
Я думаю, что организации определенной части подготовки молодежи к семейной жизни будет содействать решение следующих вопросов.
Во-первых, крайне желательно сформулировать минимально необходимые знания из области православного понимания сексуальных отношений. Они сводятся к двум темам: (а) почему до брака интимные связи недопустимы, каковы могут быть отношения полов до брака, как развивать отношения с противоположным полом и как можно подготовиться к браку? (б) что такое супружеская жизнь, каково место сексуальных отношений в браке, кем и как могут регулироваться сексуальные отношения супругов, что недопустимо для христиан в супружеской постели?
Во-вторых, желательно сформировать некоторый минимум тем и авторов, имеющих современный позитивный и несоблазнительный для молодежи взгляд на интимные отношения, отраженный в исследованиях о различии мужского и женского миров, о сексуальных отношениях как одной из форм проявления человеческой любви.
В-третьих, для решивших создать семью, желательно разработать достаточно пространные практические рекомендации о том, как выстраивать отношения с противоположным полом, как уметь отказывать в сексе до брака и в то же время как «проверить» партнера, испытать его до брака, а самое главное, принять решение о вступлении в брак.
В-четвертых, желательно разработать достаточно пространные рекомендации о построении семейной жизни и, в частности, сексуальной жизни семейных христиан.
Отметим, что важно помочь молодежи правильно относиться к своим ошибкам. Дело в том, что чувство вины может очень легко превратиться в разрушающую силу. Ошибки и грехи необходимо осознавать и признавать, но это должно помогать выстраиванию дальнейшей жизни, не разрушая ее.
Указанные рекомендации важно готовить с учетом разных подходов и современных точек зрения: религиозных, психологических, педагогических, медицинских и социальных.

Об организации учебных курсов
Прежде всего следует сказать, что учебный курсы для желающих создать семью являются дополнительными к лекторию по основам православного вероучения. Это, с одной стороны, позволяет нам сосредоточиться прежде всего на тех темах, что имеют отношение к созданию семьи и первым этапам семейной жизни. А с другой стороны, позволяет нам подобрать достаточно однородый психолого-педагогический состав преподавателей. Для нас важен профессионализм и адекватность ведущих учебные занятия, а не их именитость или авторитетность. Предполагаю, что таких специалистов можно найти и в небольшом городе среди верующих или доверяюхих Церкви людей.
Основные тематические блоки и определяют подбор специалистов. Наша логика проста: Что значит быть мужчиной и женщиной?; знакомство, влюбленность, любовь; принятие ответственного решения о создании семьи, начало семейной жизни; беременность и роды; дошкольная педагогика. Указанные темы в большой степени психологические. Для раскрытия их достаточно следующих специалистов: православный катехизатор знакомый с основами антропологии, православного учения о браке, вопросами биоэтики; психолог, имеющий опыт работы с супружескими парами; специалист по беременности и родам (работает в паре с психологом); педагог - специалист по дошкольникам. Каждый преподователь ведет свой цельный блок от 4 до 7 занятий.
Занятия проходят в камерной обстановке, группы небольшие (до 30 человек). Форма занятий - семинары, тренинги. Встречи длятся по 2 - 2,5 часа. Очень важен диалог с учащимися.

В заключении приведу список наиболее важных тем при подготовке к браку.
1. Знакомство с психологическим взглядом на человека: специфика возраста, пола, влияния среды, понятия индивида, личности, индивидуальности;
2. Православное понимание человека как личности; предназначение человека;
3. Психологические особенности мужчин и женщин: установки и жизненные задачи, гендерные особенности восприятия, мышления, речи, самоопределения и эмоциональных процессов мужчин и женщин;
4. Психология общения; специфика восприятия, этапы общения, стадии развития отношений;
6. Путь отношений: дружба, влюбленность, любовь сильные и слабые стороны состояния влюбленности, любовь как ответственный выбор;
7. Православное учение о браке: сотворение мужчины и женщины, семья как богоустановленный союз.
8. Выбор супруга;
9. Христианский брак, Таинство Венчания;
10. Актуальные вопросы биоэтики;
11.Этапы развития мужеско-женских отношений: ответственность, принятие, уважение;
12. Кризисы в семье. Их преодоление.
13. Духовное окормление семьи.
14. Сексуальные отношения супругов.
15. Подготовка к беременности и родам;
16. Воспитание детей: основы дошкольной педагогики.