Подписка на новости:

Доклад руководителя социальных и благотворительных программ Патриаршего центра Белановского Ю. С.

Доклад руководителя социальных и благотворительных программ Патриаршего центра Белановского Ю. С. 26 января 2012

Предлагаем ознакомиться с докладом руководителя социальных и благотворительных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Белановского Юрия Сергеевича, который прозвучал 26 января  на Круглом столе в рамках XXII Международной ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Тема Круглого стола «Организация приходского служения на уровне благочиния. Возможности и перспективы». Организатор: Центр поддержки заключенных Миссионерского факультета совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре г.Москвы. В работе Круглого стола приняли участие сотрудники Патриаршего центра Ю.С. Белановский и С.В. Рогунов.

Приходское служение: ставка на волонтерство и молодежь

Развитие приходского служения, как известно, одна из приоритетных тем, которую обозначил Святейший Патриарх Кирилл на последнем Архиерейском Соборе в феврале 2011 года. На приходах предлагается отдельно ввести три штатные единицы - катехизатора, молодежного и социального работника. В идеале и перспективе – сделать это при каждом храме, в реальности же стоит задача достичь этого хотя бы на каждом крупном приходе в городе и благочинии... В связи с этим хотелось бы поделиться опытом и некоторыми соображениями на этот счет.

Администрирование и волонтерство
Стоит отметить, что ситуация, когда при храме назначается ответственный за тот или иной вид работы, над которым в благочинии стоит, соответственно, также ответственный, - это типичная система организации деятельности в госучреждениях. Мне известна такая модель в системе среднего специального образования. Отличительная особенность в том, что у образовательных учреждений есть свой бюджет, методическое обеспечение, они встроены в систему тесных взаимоотношений друг с другом и с руководящими органами.

К примеру, если директору медицинского колледжа нужно срочно направить учащихся в больницу как волонтеров, чтобы организовать праздник, то проблем с этим никаких не возникнет. Есть конкретный сотрудник с соответствующим образованием; есть и договор с больницей, открывающий все двери; есть инвентарь для праздника и необходимые деньги; есть транспорт; есть специалист по праздникам и методическая база; есть даже система поощрения волонтеров (снисходительное отношение на зачёте и т.п.). Со стороны все выглядит просто - юноши и девушки поиграли с детьми, но важно осознавать, какой ресурс за этим стоит!

Я убежден, что приходское служение по своей природе ближе к благотворительным, некоммерческим организациям (НКО).

Православное приходское служение во многом определяется теми же законами, что и социальное волонтерство, которое не может быть искусственно сконструировано или построено «сверху». Если не учитывать эту особенность, будет очень непросто в обозримом будущем поднять приходскую работу на качественно новый уровень, сдвинуть ее с достаточно долго длящейся стартовой позиции.

Мы же понимаем, что главное в приходской работе - люди и отношения между ними. Это даже не совсем работа, это служение, которое по своей природе небюджетное, здесь нет распределения средств «сверху», как в государственных учреждениях. На приходах можно рассчитывать, как правило, на зарплату ответственного за работу (из приходского бюджета), на некоторые, далеко не всегда подходящие помещения, на благословения настоятеля (которого может и не быть) и оплату текущих канцелярских расходов.

По опыту скажу, что очень не просто на приходе найти трех инициативных, ответственных людей с достаточным управленческим опытом или способностью к организации служения, которые готовы были бы реально, не «для галочки» развивать указанные три направления. Но ведь нужно найти еще активных прихожан - добровольных помощников, чтобы они также включились в работу и составили команды каждого из ответственных.

Для меня примером и своего рода моделью организации приходского служения является известное и очень авторитетное благотворительное собрание "Все вместе". Это некоммерческое партнерство из более чем 30-ти благотворительных фондов и волонтерских организаций социальной направленности. Смысл существования этого партнерства - взаимная помощь, обмен опытом, обмен ресурсами, совместные мероприятия и акции, отвечающие интересам участников, единое информационное пространство и т.д. Особенность "Все вместе" в том, что единство участников не формальность - оно живое и искреннее. С одной стороны, никто никому ничем не обязан, с другой - это партнерство тех, кто от всего сердца и всеми силами желает помогать ближним.

Что конкретно можно сказать о «Всех вместе»? Если какой-то организации нужна консультация врача редкой специализации, то всегда найдется тот, кто поделится контактом. Если кому-то достался вагон шахматных досок, то он распределяется между всеми. Есть рекламная поддержка участников. Периодически проводятся бесплатные обучающие мероприятия и т.д. За всем этим не стоит ничего, кроме частной инициативы. Все делается по-братски, от каждого по возможностям и способностям.

Приходское служение и приход
Так сложилось в постсоветские годы, что приходское служение не вошло в ряд церковных традиционных служений. Будучи церковными по своей экклезиологической природе, миссионерство, катехизация, социальное, детское и молодежное служения находятся вне традиционной системы жизни прихода (богослужение, исповедь, требы и пр.), они пока не стали частью жизни общин.

Полагаю, что в наше время уже и не стоит приходское служение жестко встраивать в приход. Оно вполне плодотворно, как самостоятельная жизнь при общине, ведь храмы все больше становятся пространством работы с теми, кого именуют "захожане". Да и профессионализм «стороннего» человека важнее «включенности» в приход номинального ничего не умеющего работника. В таком подходе видится залог стабильности.

Поясню сказанное. В начале 1990-х гг. руководство Данилового монастыря г. Москвы решило создать службу катехизации, воскресную школу, откликнуться на запрос учебных заведений, больниц, социальных центров и т.д. В помощь братии пришли добровольные помощники, до этого, а кто-то и по сей день, с монастырем никак не связанные. Какое-то время отдав волонтерскому, добровольческому служению, некоторые помощники были взяты "на ставку". При этом сотрудники монастыря - катехизаторы, преподаватели, психологи, не зависимо от того, прихожане они или нет, никогда не говорят о том, что они «работают», но воспринимают свою деятельность как служение именно при монастыре.

Перенести вектор на благочиния
Я думаю, что одной из первых задач в организации приходского служения в благочинии могло бы быть определение специфики каждого прихода. Для этого нужно реально оценить материально-технические, человеческие возможности, вероятно, в чем-то оказать адресную поддержку. Зачастую храм может реализовывать одну, две серьезные инициативы, и трудно разделить их отдельно на миссионерскую, молодежную или социальную работу.

Мне знаком опыт многих московских воскресных школ с начала 90-х и поныне. Можно с уверенностью сказать, что практически каждая такая школа в своем роде является уникальной. Где-то могут быть слабые преподаватели, но зато там есть прекрасный художник, где-то сильна именно преподавательская сторона. В третьей школе вообще нет ни того, ни другого, но есть свой футбольный клуб. А в каком-то храме воскресная школа может вообще не сложиться, но зато есть профессиональная юридическая консультация, созданная специально для прихожан. И пусть в каждом случае будет развиваться что-то свое, главное - обеспечить высокий уровень и стабильность.

Если каждый конкретный приход развивает то, что ему в данный момент по силам, то на уровне благочиния все эти усилия и направления складываются в единую целостную картину. В городе, на уровне благочиния тогда будет несколько хороших, опытных миссионеров, педагогов и соцработников, болеющих за свое дело. Будет представлена и полная картина разнообразного служения – и волонтерская работа в некоторых районных больницах, и социальная помощь малоимущим прихожанам, и евангельский кружок, и миссионерская и молодежная группа, и футбольная секция, и юридическая консультация, и т.п.

Я думаю, что вектор нужно перенести на благочиния. Представляется, что в городах только система работы по благочиниям может дать результат.

Как уже было замечено, здесь очень может пригодиться опыт командной работы волонтерских НКО-движений, состоящих из групп, объединенных в единую сеть. В этом случае ответственный за приходское служение в благочинии будет иметь свою, скажем так, управляющую команду помощников, часть из которых будут находиться при нем (журналисты, финансисты, консультанты, психологи, педагоги, управленцы), остальные - на местах при храмах. При этом последние - именно активисты из храмов, а не назначенные "сверху".

Задача управляющей команды – помогать группам на местах в храмах, обеспечить обучение и поддержку, собирать сведения о проводимых на приходах мероприятиях в общую информационную базу, иметь карту и календарь всех событий. Это очень важное условие. Просто так, без обеспечения поддержки и помощи, раздавать приказы – неэффективно.

Вся «конструкция» приходского служения подчиняется, замыкается на ответственном в благочинии. Именно ему отводится ключевая роль. Ответственный обращается за помощью в епархиальные комиссии (отделы), если готовит мероприятия или проекты соответствующей направленности. Например, если предстоит какая-то миссионерская акция, он взаимодействует с епархиальной комиссией (или отделом) по миссионерской работе. Ответственные, в общем-то, наряду с авторитетными священниками и должны стать непосредственными участниками таких комиссий. Получается некое двойное подчинение ответственных - благочинный и руководитель комиссии.

Групповое служение
Совершенно понятно, что приходское служение не может совершаться кем попало, вне каких бы то ни было правил. Оно требует профессионализма и стабильности.

Стать активистом приходского служения – это значит войти в группу, стать ее участником. Очевидно, что только в группе есть взаимная поддержка, безопасность, преемственность и обмен опытом, досуг, общение и дружба в среде единомышленников, опыт группового взаимодействия, распределение обязанностей и многое другое, что и является составляющими стабильности и профессионализма.

Перед ответственным за приходское служение в благочинии стоит непростая задача: взаимодействовать не только с конкретными активистами на местах, но и с группами, может быть, с группами прежде всего. Необходимо заранее это понимать и выстраивать работу так, чтобы запросы и интересы групп были в ней удовлетворены.

Получается непростая, в чем-то противоречивая ситуация. С одной стороны, группа и ее внутренняя жизнь - самостоятельная важная ценность. С другой стороны, принципы ответственности и "не навреди" можно соблюсти только при условии персонифицированной ответственности за деятельность группы.

Отсюда следует важный практический вывод, что, как правило, группы строятся вокруг лидеров и определяются их харизмой и их пониманием служения. Дело в том, что добровольные помощники сами по себе в сложившейся системе ни за что не отвечают, они могут в ответственный момент просто уйти или отказаться что-то сделать. Ответственный на приходе (или в благочинии) не просто начальник, а человек, являющийся гарантом жизнеспособности и плодотворного труда группы.

Из сказанного естественно вытекают требования к руководителю группы – ответственному при храме (при благочинии). Во-первых, это должен быть человек, желающий послужить ближним и имеющий опыт добровольной помощи на каком-либо приходе. Во-вторых, это должен быть человек, открытый к мнению и опыту других, ведь ему придется совместно со своими добровольными помощниками разрабатывать стратегию и программу действий. В-третьих, это должен быть человек, разделяющий смысл и миссию приходского служения при конкретном приходе. В-четвертых, - способный конструктивно взаимодействовать с руководством и на приходе и в благочинии. В-пятых, человек, не лишенный административных и даже секретарских способностей. В-шестых, доверяющий сторонним специалистам, прежде всего специалистам по групповой работе.

Наиболее важными задачами ответственного на приходе по отношению к самой группе являются: осознать особенности участников, их мотивацию и желания, периодически проводить командообразующую работу, выстроить внутреннюю структуру и распределить ответственности, выстроить систему общего принятия решений, систему сохранения и передачи опыта, помогать новичкам в знакомстве с группой и нахождении своего места, а добровольцам - осознать проявлять свою ответственность за группу.

Опыт православного добровольческого движения "Даниловцы"
Остановлюсь на примере Добровольческое движение "Даниловцы", созданного при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи и занимающегося организацией молодежного социального, педагогического и просветительского служения людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Волонтеры еженедельно посещают восемь социальных и медицинских учреждений Москвы, их служение большей частью - организация досуга детей, помощь персоналу учреждений. Ведется также переписка с заключенными.

Мы для себя с самого начала решили, что человек, который посвящает свое время служению ближнему, должен быть обеспечен тремя вещами. Первое – это организация его труда. Доброволец, например, не должен обдумывать, какие переговоры ему вести с заведующим отделением больницы, чтобы туда попасть, или где ему взять пластилин для игры с детьми. Он должен четко понимать, что он сегодня делает. Необходимо помнить: доброволец эффективно, ответственно, регулярно может делать только то, к чему лежит его сердце.

Вторая задача, которую мы поставили перед собой, – это организация профессионального обучения и поддержки как отдельных волонтеров, так и групп. Тот, кто готов отдавать свои время и силы кому-то другому, имеет полное право просить нас о каком-то предварительном обучении, и мы обязаны ему его предоставить. У нас есть специалисты по организации группового служения, и несколько раз в год каждая группа встречается с таким сотрудником. Такие консультации, семинары, тренинги очень много дают волонтерам, помогают лучше выстроить их работу.

Третий момент – это досуг, творчество. Дело каждого, участвовать в этом или нет, но мы как руководство движения обязаны предложить человеку все возможные варианты. Чтобы, если кому-то станет грустно и скучно, он мог бы прийти, попить чаю и пообщаться с друзьями, научиться какому-то рукоделию, посмотреть и обсудить фильм. Могут быть и совместные молитвы, участия в богослужениях, группы по изучению Священного Писания. У нас проводится и специальный семинар «Человек перед Богом», где желающие знакомятся с опытом наиболее известных христианских благотворительных организаций или деятельностью известных людей.

Ставка на молодежь
Наши координаторы групп в среднем работают уже по три года, для системы НКО это немало. Они совершенно четко понимают, что от них требуется, через них проходят все люди, которые работают в волонтерских группах. По этой модели в каждом благочинии могло бы быть организовано приходское служение.

Можно сказать, что если в благочинии будет ответственный, вокруг которого будет создана команда его помощников и других людей, "замкнутых" на нем; и если он будет не просто управлять, а именно работать с людьми, тесно взаимодействовать с ними – тогда дело сдвинется.

При этом, по моему глубокому убеждению, в организации приходского служения опираться желательно на молодежь как наиболее активную и свободную прослойку общества. Кроме того, сверстники слушают сверстников, и во многом именно через молодых помощников, доверившихся Церкви, мы можем достучаться до сердец современной молодежи.

Есть мнение, что прежде чем выходить на церковное служение, необходимы духовная зрелость, нравственное совершенство, чуть ли не святость. Но на практике такой подход грозит нам остаться на «обочине жизни» в ожидании таких делателей… Я думаю, и опыт молодежного добровольческого движения это показал, что достаточно искренней веры во Христа, стремления жить по Его заповедям, желания учиться и познавать православную традицию. Два-три года осознанной церковной жизни достаточно, чтобы активному человеку, желающему послужить Церкви, доверить то или иное служение, соответствующее его талантам и духовному уровню. И не стоит таких во всем контролировать, главное, быть с ними в доверительном диалоге.

Отчетность и Интернет
Отдельно хотелось бы сказать про отчетность. Необходимо понять, что в наше время все чаще формальные отчеты и рапорты ни о чем не говорят. Отчетность, если она заформализована, отбирает очень много сил, и при этом мотивация людей сильно снижается. Уж лучше пусть человек лишние три-четыре часа проведет в больнице или проведет группу по изучению Священного Писания при храме, нежели будет «вымучивать» часто никому не нужный отчет.

Система отчетов необходима в ситуации бюджетного планирования и важна по отношению к благотворителям. Если потрачены деньги и ресурсы, то должен быть отчет. Но в системе НКО главным отчетом является результат: такому-то ребенку собрали деньги на лекарство, в такой-то больнице организовали праздник для детей и т.д. И НКО заинтересованы, чтобы этот результат стал известен общественности. Прозрачность деятельности и нравственный авторитет для НКО – важнейшая составляющая. То же можно сказать, в конечном итоге, и об организации приходской работы на уровне благочиния.

Я хочу сказать, что по отношению к благочиниям в городах можно говорить о реальном критерии оценки деятельности – это известность и, если говорить конкретно, – известность в Интернете. Самый простой способ узнать, есть ли дела или это лишь «показуха» – сделать запрос в Яндексе. Разве может что-то значить отчет целого благочиния, если в Интернете нет свидетельств? Перефразируя ставшую уже «крылатой» циничную фразу о том, что «чего нет в телевизоре, того нет в жизни», можно не с гораздо большей позитивностью заключить: «Чего нет в Интернете, того нет в жизни». Я абсолютно уверен, что любая мало-мальски серьезная деятельность на уровне благочиния не должна остаться без какого-либо резонанса во Всемирной сети. Обязательно какие-то отзывы появятся на сайтах, на домашних страничках, в блогах.